В поисках Конституции: Почему Основной Закон снова переписывают

Президент повторяет ходы своих предшественников - Виктора Ющенко и Виктора Януковича

В поисках Конституции: Почему Основной Закон снова переписывают
Фото из открытых источников

Сергей Слободчук

Политический консультант

Президент повторяет ходы своих предшественников - Виктора Ющенко и Виктора Януковича

Перепечатка статьи от 14 апреля 2015 года

Как гласит политическая быль, однажды один украинский президент во время политического конфликта с парламентом и Кабинетом Министров решил распустить Верховную Раду. Для этого был найден повод, понятный с моральной точки зрения, но мало соответствующий Конституции Украины. Накануне соратники зашли в кабинет к президенту, сидящему над текстом указа о роспуске Верховной Рады с ручкой в руке. И самые сознательные спросили: "Господин президент, что же Вы делаете? Ведь такой указ – это нарушение Конституции!" На что гарант Основного закона, ни секунды не колеблясь, ответил: "А это не моя Конституция. Я ее не принимал".

Новости по теме

Вышеприведенный случай демонстрирует настоящее отношение к Конституции со стороны политической элиты. И поясняет, почему любая власть нарушает Конституцию, особо не задумываясь и не опасаясь наказания.

Президент Петр Порошенко резко активизировал деятельность по разработке новой редакции либо вообще нового проекта Конституции для Украины. 3 марта 2015 года гарант создал Конституционную комиссию, поручив самому себе до 12 марта утвердить ее состав. А своим указом от 31 марта 2015 года глава государства утвердил персональный состав Конституционной комиссии.

"Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина"

Станислав Ежи Лец

Политическая элита в более-менее демократической стране старается вести себя с учетом мнения своих избирателей. Поэтому вряд ли кто из политиков рискнет в прямом эфире заявить, что не собирается исполнять нормы Конституции.

А как относятся к Конституции простые украинцы? С одной стороны, обычный гражданин считает, что политики и чиновники бессовестно нарушают Основной Закон. С другой стороны, многие украинцы никогда даже не открывали Конституции. В лучшем случае – слышали что-то из текста на уроках в школе или на лекции в институте. Даже если спросить у рядового гражданина, как именно первые лица Украины нарушают Конституцию в данный конкретный момент, он, кроме общих фраз, ничего сказать не сможет.

Новости по теме

В итоге получается замкнутый круг: политики считают себя вправе нарушать Конституцию, пользуясь тем:

а) что народ не станет ее защищать. Да и как рядовые граждане будут защищать Конституцию, если они ее даже не читали?

б) что сами высшие чиновники и политики не влияли ни на текст, ни на процедуру принятия Основного закона.

Что представляет собой Конституция Украины? В далеком 1996 году проект Конституции разрабатывала Конституционная комиссия под жестким контролем Администрации президента Леонида Кучмы. Затем в ночь с 27 на 28 июня 1996 года большинство депутатов Верховной Рады проголосовали "за" предложенный текст Конституции с учетом поправок, вносившихся прямо в ходе обсуждения в зале. Каким образом остальные 52 миллиона украинцев могли быть причастны к разработке и принятию Конституции? Как видим, никаким образом. Ведь обычные граждане не участвовали ни в разработке текста, ни во внесении поправок. И, наконец, обычные украинцы никоим образом не участвовали в утверждении текста Основного закона. Получается, что Конституция 1996 года – это договор между политическими элитами в лице президента Леонида Кучмы, спикера Верховной Рады Александра Мороза и других. Полноценных олигархов тогда не было, а имена крупных бизнесменов, имевших собственные депутатские группы, уже мало кто помнит. Поэтому, если быть точным, то можно говорить о договоре между бывшими политическими элитами, элитами 90-х годов, потому как все участники уже сошли с политической сцены.

Новости по теме

Аналогичная ситуация повторилась и в 2004 году, когда за новую редакцию Конституции проголосовали 402 народных депутата. А переход к парламентско-президентской республике стал результатом компромисса между окружением Леонида Кучмы, Виктора Ющенко и Виктора Януковича при посредничестве и участии американских, европейских и российских политиков. Снова правящие элиты поставили народ перед фактом, исключив из конституционного процесса.

"Ничего важнее Конституции для нас не существует"

Петр Порошенко

Ни один из вариантов Конституции Украины не опирается на народное согласие, поэтому любая украинская власть сильно хромает с точки зрения легитимности. Именно поэтому любая следующая власть будет пытаться пересмотреть "правила игры", потому что не принимала участие в их разработке. А кто же захочет "плясать под чужую дудку"?

Сегодня инициатива на конституционном поле принадлежит президенту Петру Порошенко. Пока что президент повторяет ходы своих предшественников - Виктора Ющенко и Виктора Януковича. Ющенко в декабре 2007 года сформировал Национальный конституционный совет, а Янукович в мае 2012 года своим указом создал Конституционную ассамблею.

Фото из открытых источников

По большому счету, президент и его администрация имеют два магистральных варианта действий. Вариант №1 – со старта превратить работу Конституционной комиссии в политический "междусобойчик", когда только США, крупнейшие ФПГ и политические группы влияния будут допущены к разработке и принятию новой Конституции. То есть, на выходе получается тот же замкнутый порочный круг. А значит, изначально программируются описанные выше проблемы, а также новые, еще неизвестные истории украинской независимости. Вариант №2 – попытаться разорвать замкнутый круг. А для этого запустить конституционный процесс по новому маршруту. Где задача №1 – обеспечить участие граждан в разработке и принятии новой Конституции. В свою очередь, сопричастность обеспечит высокую легитимность нового Основного закона.

"Чтобы она была еще хуже, Конституцию постоянно следует улучшать"

Мечислав Шарган

Конституционное право и практика гласят, что процесс принятия новой Конституции – это несколько стадий:

 - Создание органа по подготовке текста Конституции. Порошенко и его администрация пошли по пути создания Конституционной комиссии "в ручном режиме" во главе с председателем ВР Владимиром Гройсманом. Когда президент просто назначил состав комиссии вместо того, чтобы сформировать его по инициативе региональных элит, общественных организаций, политических партий и т.д. Официальная версия гласит, что в составе комиссии будут работать заместители спикера Рады, три бывших президента, известные ученые-конституционалисты, практикующие адвокаты, судьи Конституционного суда в отставке, а также представители международных организаций (например, представитель Венецианской комиссии Ганна Сухоцка, специальный советник Генерального секретаря Совета Европы по Украине Кристос Джакомопулос). А вот как это будет воплощаться на практике, посмотрим.

Новости по теме

- Разработка текста проекта новой Конституции. Выступая на первом заседании Конституционной комиссии, Петр Порошенко высказался за модель парламентско-президентской республики, задав, таким образом, рамки для работы.

 - Всенародное обсуждение. Вряд ли стоит надеяться, что трактористы и доярки завалят Администрацию президента или Верховную Раду своими поправками. Но стадию всенародного обсуждения можно использовать для того, чтобы конституционные юристы, политологи и политики рассказали избирателям об основных позициях нового текста – в формате прямого эфира, "круглого стола", телемоста и т.д. Опять-таки, на данном этапе могут подключиться региональные элиты, чтобы направить свои предложения к тексту от имени сельской, районной или городской общины.

- Всенародный референдум. Президент выносит на утверждение проект Конституции, разработанный Конституционной комиссией и с поправками по итогам стадии всенародного обсуждения. Конституции Франции (1958 г.), Российской Федерации (1993 г.) принимались путем всенародного референдума. С помощью референдума избиратели получили возможность присоединиться к принятию Основного закона - то есть, сказать "да" или "нет" договору между гражданином и государством.

 - Утверждение парламентом. На данном этапе Верховная Рада большинством голосов поддерживает либо отвергает предложенный вариант Конституции.

Конечно, мировая практика знает случаи, когда Конституцию принимал только специально уполномоченный орган вроде Конституционной комиссии либо только парламент. Так, специально уполномоченные органы принимали конституции Италии, Португалии, США, Индии, Пакистана. Но, в таком случае, как правило, вводится запрет для членов такой комиссии участвовать в политике либо занимать какие-либо государственные должности на ближайшие 5 или 10 лет. Что касается парламента, то избирателей еще в ходе выборов должны предупредить, что новые депутаты будут принимать Конституцию, иначе получается мошенничество.

Киевград

В идеале конституционный процесс должен пройти все перечисленные стадии, чтобы новая Конституция могла базироваться на принципе народного согласия. И тогда политику любого уровня будет трудно заявлять что-то в стиле: "Я эту Конституцию не буду выполнять, потому что я ее не принимал". Ведь такими словами и поступками подобные политики сразу же противопоставят себя миллионам украинцев. А мало кто рискнет сделать это в открытую. И, если первая история повторится, то скорее соратники скажут в ответ: "Не принимал, но обязан выполнять, потому что Конституцию принимал народ".

Сергей Слободчук, специально для 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>