banner banner banner banner

В Украине снова меняют правила ввоза автомобилей: Зачем и кому это выгодно?

В Украине на законодательном уровне могут вновь измениться правила ввоза автомобилей, в частности подходы к обязательным платежам при растаможке. 9 июля комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рассмотрит законопроект № 3704, предусматривающий изменения действующих правил игры, которые уже претерпели кардинальные изменения в 2018 году. Новый законопроект, в частности, предполагает отмену акцизного сбора.

В Украине снова меняют правила ввоза автомобилей: Зачем и кому это выгодно?
Из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В Украине на законодательном уровне могут вновь измениться правила ввоза автомобилей, в частности подходы к обязательным платежам при растаможке. 9 июля комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рассмотрит законопроект № 3704, предусматривающий изменения действующих правил игры, которые уже претерпели кардинальные изменения в 2018 году. Новый законопроект, в частности, предполагает отмену акцизного сбора.

Авторы документа уверены, что реализация предложенных норм позволит окончательно решить проблему "евроблях", поставив точку в истории с громкими протестами и перекрытиями улиц автомобилистами, ездящими на иностранных номерах. Впрочем, уже можно с уверенностью говорить, что легким прохождение в Раде документа не будет – документ вызывает серьезные возражения у участников рынка: мол, радикально менять "правила игры" ежегодно вредно для инвестиционного климата. Кроме того, по их словам, по отношению к тем, кто честно растаможил свои автомобили, уплатив все налоги и сборы, несправедливо давать новые послабления и льготы "евробляхерам".

В Раде зарегистрирован еще один законопроект № 3704-1, предлагающий альтернативный подход к изменению правил: сохранение акциза и пошлины с фиксацией на одном уровне. Но этот законопроект может привести к росту обязательных платежей при оформлении авто в Украине и подорожанию новых автомобилей на 1-1,5 тыс. евро.

Как в Украине растаможивают автомобили и почему это не устраивает "евробляхеров"

В Украине долгое время действовало законодательство, согласно которому ввозить в страну б/у автомобили было практически нецелесообразно.  Из-за высокого акцизного сбора украинцу, желающему приобрести подержанный автомобиль в Европе или США, приходилось платить в 7-20 раз более высокий акциз за авто возрастом до 5 лет, нежели за новое, и в 10-28 раз больше, если машине более 5 лет. Это породило схемы, с помощью которых люди стали обходить закон. Страну наводнили машины на европейских номерах: нерастаможенные и незарегистрированные в Украине. Чтобы избежать уплаты пошлины и акциза, такие автомобили ввозились либо в режиме временного ввоза, либо в режиме транзита. Они зарегистрированы на европейских граждан либо европейские компании, а украинцам передавались по доверенности. По разным оценкам, общее количество таких автомобилей в 2018 году в Украине оценивалось от 1 до 2 млн.

Новости по теме

 

Государство особо не препятствовало серым схемам: нарушая правила ввоза, владельцы "евроблях" преспокойно ездили по улицам, их никто не штрафовал. Как известно, немало водителей на нерастаможенных авто и сейчас беспрепятственно работают в службах такси. Страдали от масштабной схемы официальные дилеры, соблюдающие все правила: из-за демпинга со стороны "евробляхеров" они теряли продажи своих авто. Как следствие, число автомобилей на украинских дорогах росло, а поступления в бюджет – не повышались. В 2018 году Верховная Рада приняла законопроект, который должен был положить конец автомобильной вакханалии. Документ изменил систему подсчета акциза. Если до его принятия действовало множество ставок, которые надо было перемножать на кубические сантиметры двигателя, положениями нового закона были утверждены всего четыре ставки и формула, которая учитывает кубатуру двигателя и возраст автомобиля. Акциз жестко привязали к возрасту авто.

В законе депутаты предусмотрели и 90-дневный льготный период, во время которого акциз желающим легализовать "евробляху" обходился в два раза дешевле. "Однако пока Кабмин принимал так называемый порядок проведения законопроекта, осталось всего 34 дня (из льготного периода, в течение которого действовал 50%-й дисконт). За это время в Украине растаможилось 200 тыс. автомобилей – из них 140 тыс. - те, которые были ввезены сразу после вступления закона в силу", - пояснил 112.ua глава общественной организации "АвтоЕвроСила" Олег Ярошевич.

Напомним, в 2018 году после утверждения новых подходов к акцизам Ярошевич демонстративно жег свой Land Rover 2008 года выпуска на еврономерах. Видео он выложил в сеть. Таким образом, глава общественной организации выразил свое несогласие с тем, что в соответствии с новым законодательством легализация авто обошлась бы ему в 100% от суммы покупки. Согласно новым правилам, любой автомобиль 2017-2018 года выпуска в Украине растаможивался за 40% от стоимости, а любой автомобиль выпуска начала 2000 гг. с ценой 2-3 тыс. евро будет растаможиваться со ставкой порядка 200% к стоимости. За Renault Laguna 2003 года выпуска, объемом 2,2, дизель, к примеру, нужно заплатить порядка 3 тыс. евро, а стоит такой автомобиль около 1,5 тыс. евро. Принципиальная позиция "Авто Евро Сила" заключалась в том, чтобы можно было растаможить за 40% от стоимости как автомобиль 2018 года, так и автомобиль 2000 года.

Срок действия 50%-й скидки при растаможке окончательно истек 22 февраля 2019 года. Все, кто не успел уложиться в отведенный срок, оказались перед выбором: оплачивать полную стоимость без дисконта или избавляться от автомобилей на иностранных номерах. В пакете с законопроектом, меняющим правила уплаты обязательных платежей при ввозе автомобиля, был принят и законопроект, предусматривающий увеличение штрафов за езду на нерастаможенных машинах, а также ужесточение ответственности за передачу таких автомобилей в пользование (от ввозившего ее по схеме "верблюда" украинскому заказчику).

С 24 мая те, кто вовремя не растаможил "евробляху", должны были платить штраф в размере 170 тыс. грн. "Зеленый свет" войны с нарушителями таможенного режима был дан. Но "евробляхеры" в свою очередь дали нешуточный отпор: начались массовые протесты. Поэтому вначале парламент отсрочил на 90 дней начало применения санкций. Затем введение штрафов отложил Кабмин Гончарука. Было анонсировано, что в середине января правительство рассмотрит законопроекты, которые должны были бы урегулировать ситуацию, в течение месяца они должны были быть приняты Радой. Однако случилась отставка Гончарука, и процесс затормозил.

Какие будут менять правила ввоза

По данным ГФС в ноябре 2018 года, на момент принятия нового законодательства регулирующего правила растаможки, в Украине находилось 1,5 млн автомобилей на иностранной регистрации. После принятия нового законодательства 550 тыс. транспортных средств были вывезены за пределы таможенной территории Украины и либо уничтожены, либо разукомплектованы. Таким образом, по официальным данным, по состоянию на 1 мая 2020 года на таможенной территории в режиме временного ввоза (до одного года и на 60 дней), также транзита находилось 750 тыс. автомобилей на иностранной регистрации. Значительная часть из этого числа автомобилей – ориентировочно 500 тыс. – находились в стране с несоблюдением сроков и условий соблюдения таможенных режимов. Это те самые безнаказанно нарушающие правила "евробляхи".

19 июня в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс в отношении упорядочивания структуры акцизного налога № 3704, авторами которого указано рекордное число 45 (!) народных депутатов. Координировал подготовку законопроекта нардеп, член комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Марьян Заблоцкий, рассказал 112.ua Ярошевич. Он уточнил, что законопроект уже согласован с МВФ, Минфином, Гостаможслужбой, Министерством транспорта и инфраструктуры. "АвтоЕвроСила" поддерживает законопроект № 3704, так он "уравнивает в правах и того, кто может позволить себе покупку дорого автомобиля и, к примеру, студента, которые пригоняет себе б/у автомобиль из Польши: неважно стоит ли автомобиль 100 тыс. долл. и 1 тыс. долл. – заплатить в бюджет нужно 30% стоимости", подчеркнул Ярошевич. Документ является финальной редакцией компромисса, который устраивает "евробляхеров".

"№ 3704 урегулирует много моментов, в том числе отраженных в Акте с "АвтоЕвроСила". Он направлен на поддержку обычных украинцев, которые хотели бы стать автомобилистами. Я надеюсь, что этот документ окончательно снимет проблему "евроблях" с повестки, создав приемлемые условия для растаможки", - сказал 112.ua соавтор законопроекта, народный депутат (член комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики) Алексей Устенко.

Текстом документа, предусматривается освобождение от акциза при ввозе легковых автомобилей, кузовов, прицепов, полуприцепов, мотоциклов, транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек и больше. При растаможке транспортных средств этой категории акцизный налог взиматься не будет. Норма должна вступить в силу с 1 января 2020 года. "Акциз как таковой - все годы был главным камнем преткновения, поскольку он удорожает растаможку в десятки раз. Будет только три платежа – богатые и бедные платят одинаковый налог – это пошлина в размере 10% и НДС – 20%. Таким образом, 30% от стоимости авто платится от ввоза как нового авто, так и б/у, несмотря на его стоимость. Также предусмотрена оплата 3% в пенсионный фонд и 1,5% поступлений в бюджет армии.

Законопроект предусматривает, что бывшие в употреблении транспортные средства (товарная позиция 8703 - легковые автомобили) и (8704 - грузовые автомобили массой до 3,5 т), которые ввезены в Украину до 1 мая 2020 года в таможенных режимах временного ввоза и транзита и не растаможены (что является нарушением закона), освобождаются от уплаты акцизного налога до конца 2020 года в порядке исключения. Норма не распространяется на транспортные средства старше 1 января 1995 года, а также имеющие происхождение в стране-агрессоре России. После вступления в силу норм законопроекта (с 1 января 2020 года) "евробляхам" будет дан еще дополнительный 180-дневный период для внесения всех таможенных платежей, но уже плюс минимальный штраф 8500 грн. В этом случае за среднестатистический автомобиль с европейской регистрацией стоимостью 2 тыс. евро 2,5 куб. см, дизель, 2003 года выпуска, придется заплатить 785,5 евро, в том числе пошлину – 200 евро, НДС – 398 евро, добровольный взнос 8500 грн. "Приведенный расчет показывает, что при таможенном оформлении 750 тыс. автомобилей на иностранной регистрации, в том числе 500 тыс. автомобилей, которые находятся в Украине с нарушением таможенного режима, в Госбюджет дополнительно поставит около 17,3 млрд грн", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Скриншот

Помимо прочего, законопроект № 3704 дает льготы по ввозу автомобилей участникам боевых действий, лицам с инвалидностью, в том числе вследствие войны.

В четверг, 9 июля, законопроект будет вынесен на первое рассмотрение законопроекта в комитете по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

В качестве альтернативы был подан только один законопроект № 3704-1, авторами которого являются народные депутаты Cергей Тарута и Олег Семинский. Им предлагается установить единую ставку акцизного налога на уровне 0,1 евро и ставку пошлины 0,75 евро за 1 куб. см объема цилиндров двигателя для легковых автомобилей товарной позиции 8703. Срок подачи альтернативных законопроектов истек вчера (7 июля) и кроме № 3704-1.

Стоит отметить, что участие Таруты в проблематике авторынка выглядит странно. Фигура политика четко ассоциируется с другой отраслью – металлургической. "Я считаю, что Тарута (с законопроектом № 3704-1) представляет интересы Васадзе (Тариэла Васадзе) и Ко, продвигающих такие проекты. Предлагаемый им вариант законопроекта приведет к повышению цен на растаможку как новых, так и б/у автомобилей", - сказал 112.ua Ярошевич. Он не исключает, что бизнесмены заинтересованы во введении протекционистских мер, в контексте планов наладить сборку на Запорожском ЗАЗ автомобилей модельного ряда LADA. СМИ писали о том, что проект может быть реализован с российскими партнерами, но также есть сведения, что партнером в нем выступит французская Renault.

Возражения есть к обоим законопроектам

Возражения у участников рынка и представителей профильных ассоциаций есть к обоим законопроектам. Реализация норм законопроекта № 3704-1 может привести к существенному повышению налогообложения новых автомобилей, считает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. "Если законопроект примут, то новые автомобили в Украине подорожают на 1-1,5 тыс. евро. Сегодня в среднем пошлина на популярные новые автомобили составляет 5% от стоимости авто (350-100 евро). Если взимать 0,75 евро с 1 куб. см объема двигателя, то сумма повысится до 900-2250 евро на авто 1,2-3 литра. При том, что сейчас акциз при ввозе новых авто составляет 50-200 евро, он вырастет (при норме 0,1 евро с 1 куб. см объема двигателя) до 120-300 евро на авто 1,2-3 литра". 

Скриншот

Назаренко против изменений правил игры и считает, что если уж менять систему, было бы целесообразно менять ее радикально, например, заменить все нынешние виды платежей при ввозе единым автоналогом, который, к примеру, в Грузии составляет 0,5-1 евро с 1 куб. см объема двигателя. По его мнению, это бы позволило устранить влияние человеческого фактора на оценку автомобиля и, соответственно, размер платежей. "Нужно отменить все, что может быть связано с человеческим фактором и допускает возможность принимать решения чиновниками на месте. Согласно действующей методике Кабмина, один и тот же автомобиль может быть оценен и в 1 тыс. долл., и в 10 тыс. долл., что, соответственно, влияет и на размер платежей. "Вилка" - всегда почва для злоупотреблений", - сказал он в комментарии 112.ua.

Подходить с осторожностью к изменениям установленных правил предлагает и директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. "Я считаю, что на данном этапе для автомобильного рынка в целом, для создания инвестиционного климата необходима стабильность и прогнозируемость: нельзя каждый год пересматривать налоги", - сказал он, подчеркнув, что необходимо предусмотреть достаточный (не менее полугода) период, в течение которого бизнес мог бы подготовиться к изменениям. "Акциз – это налог, который является довольно значимым для формирования доходной части бюджета. Решение должно быть продуманным и взвешенным. Если мы где-то от чего-то отказываемся, то это должно быть компенсировано", - отмечает Омельницкий.

Назаренко также против предлагаемого законопроектом № 3704 возврата к практике техосмотров, который предлагается установить для автомобилей ниже требований стандарта ЕВРО-4. Согласно законопроекту, их обяжут проходить техосмотр через 3 месяца с дня госрегистрации и в дальнейшем один раз в два года. "В качестве заместителя главы Совета автомобилистов при Кабмине я был инициатором отмены коррупционного техосмотра для автомобилей", - отметил Назаренко.

Директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров также призвал быть острожным с нормой о льготах при ввозе: "Я за льготы. Я сам участник боевых действий. Но я считаю, что эту норму необходимо дополнить таким образом, чтобы категории граждан, для которых предусмотрены льготы, могли пользоваться ими только для собственных нужд. Иначе власть имущие могут воспользоваться этой опцией в качестве лазейки для ввоза элитных автомобилей в личных целях".

Новости по теме

Собеседники 112.ua также скептически оценили перспективы урегулирования ситуации с "евробляхами" с помощью предлагаемых законодательных норм. "Сколько можно мусолить тему с "евробляхами"? Год назад были предоставлены льготы – кто хотел, тот растаможил. А тот, кто этого не сделал, видимо, имеет другие причины", - возмущается Олег Омельницкий. "Под те льготы, которые давали год назад, часть "евробляхеров" растаможились. Но получается, что те, кто честно уплатил все налоги при ввозе, сделали это зря? Значит, нужно было ездить с нарушением таможенного режима, как "евробляхи", дожидаясь новых льгот? Те, кто нарушал, по сути, закон, получается, будут в выигрыше?" - добавляет и Олег Назаренко.

Действующие правила растаможки (в соответствии с принятым в 2018 году законодательством) устраивают участников рынка. Они позволяли сегменту новых автомобилей расти с темпом около 30% в месяц еще в начале года, говорит Омельницкий: "Из-за коронавируса произошел спад, и в итоге по полугодию падение составило минус 5% к аналогичному периоду прошлого года". Сейчас, по словам директора информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, соотношение примерно один к четырем: на фоне ввоза около 30 тыс. б/у автомобилей, ввозится около 7 тыс. новых в месяц.

Елена Голубева

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>