Военные администрации вместо "мирных", или Что есть общего у Херсонской обл. и Донбасса

Профильный комитет Верховной Рады рекомендовал принять за основу законопроект о создании ВГА вблизи Крыма и зоны АТО

Военные администрации вместо "мирных", или Что есть общего у Херсонской обл. и Донбасса
Стела на въезде в Херсонскую область Wikimapia

112.ua

Редакционный блог

Профильный комитет Верховной Рады рекомендовал принять за основу законопроект о создании ВГА вблизи Крыма и зоны АТО

Военно-гражданские администрации (ВГА), ставшие неотъемлемым "атрибутом" Антитеррористической операции (АТО) на Донбассе, вскоре могут появиться и в Херсонской области. Такое нововведение предусмотрено законопроектом №5111 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно военно-гражданских администраций". Документ был зарегистрирован в Верховной Раде Украины в сентябре, а 19 октября его одобрил парламентский комитет по вопросам национальной безопасности и обороны.

Во имя борьбы с сепаратизмом

В пояснительной записке к законопроекту его автор – народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Иван Винник кратко пересказывает историю аннексии Российской Федерацией Крымского полуострова и АТО на Востоке и отмечает, что заморозка вооруженного конфликта на Донбассе в пределах ныне захваченных территорий "невыгодна для РФ ввиду значительной финансовой нагрузки на бюджет государства-агрессора в связи с необходимостью обеспечения потребностей аннексированного Крыма". Поэтому, считает нардеп, малейшие проявления сепаратизма в прилегающей к полуострову Херсонской обл. Москва воспримет как сигнал к наступлению для создания заветного сухопутного коридора из Ростовской обл. в Крым.

Новости по теме

Винник подчеркивает, что на сегодняшний день очень важно отслеживать общественно-политическую ситуацию на всех территориях, прилегающих к району проведения АТО и оккупированному Крыму. "Последние сообщения, которые появляются в украинском информационном пространстве, свидетельствуют об активизации в пределах этих территорий подрывной деятельности апологетов "русского мира", которые распространяют антиукраинские идеи и культивируют российскую имперскую парадигму мышления", - пишет в пояснительной записке парламентарий. В связи с этим он предлагает на законодательном уровне разрешить президенту Украины создавать ВГА в Херсонской обл. и на других территориях, прилегающих к зоне АТО и Крыму, при наличии условий, предусмотренных действующим законом "О военно-гражданских администрациях". По мнению Винника, это позволит "обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также оперативное противодействие сепаратистской деятельности, диверсионным проявлениям и террористическим актам в случае возникновения угроз безопасности и общественному порядку" на вышеупомянутых территориях, "а также в случае невозможности выполнения органами местного самоуправления, действующих на указанных территориях, возложенных на них Конституцией и законами Украины полномочий".

Сам по себе законопроект очень прост и вносит изменения в законы "О борьбе с терроризмом" и "О военно-гражданских администрациях". В них предлагается установить, что ВГА могут быть созданы не только в районе проведения АТО, но и на территориях, прилегающих к району проведения АТО и Автономной Республике Крым.

Кратко о том, что такое военно-гражданская администрация и в каких случаях она может быть создана. Согласно ст. 1 закона "О военно-гражданских администрациях", ВГА – это временные государственные органы в селах, поселках, городах, районах и областях, действующие в составе Антитеррористического центра (АТЦ) при Службе безопасности Украины и предназначенные для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения безопасности и нормализации жизнедеятельности населения, правопорядка, участия в противодействии диверсионным проявлениям и террористическим актам, недопущения гуманитарной катастрофы в районе проведения АТО.

ВГА создаются в случае необходимости по решению президента Украины. ВГА могут быть созданы в тех селах, поселках, городах, в которых соответствующие местные советы и их исполкомы не осуществляют свои законные полномочия (в том числе в результате самороспуска, самоустранения от выполнения полномочий или их фактического невыполнения). В районе и области ВГА образуются в случае несозыва сессии соответствующего местного совета в установленные сроки или для руководства в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности. При этом в случае создания районной или областной ВГА этот статус фактически получает существующая районная/областная государственная администрация, а председатель этой администрации становится руководителем ВГА. Военные администрации населенных пунктов формируются из командированных военнослужащих, правоохранителей и сотрудников АТЦ. В то же время в районных и областных ВГА разрешается работать гражданским лицам (ст. 3).

Новости по теме

Что касается полномочий, то к военным администрациям переходят фактически все полномочия, которыми владеют сельские, поселковые и городские советы (в случае с ВГА населенных пунктов) и местные госадминистрации (в случае с ВГА районов и областей) (ст. 4). При этом районные и областные ВГА также помогают формировать и перевозить гуманитарные грузы для мирного населения, проживающего на неподконтрольной украинской власти территории.

Комитет - за, ГНЭУ - против

Комитет Рады по вопросам нацбезопасности и обороны на своем заседании 19 октября рассмотрел законопроект Винника и рекомендовал парламенту принять его за основу. По мнению народных избранников, принятие данного закона "позволит усовершенствовать механизм противодействия угрозам безопасности и общественному порядку, связанным с риском террористических актов и вооруженной агрессии, а также обеспечить нормализацию жизнедеятельности населения и непрерывность реализации публичной власти" в Херсонской области и на других территориях, прилегающих к району проведения АТО и Крыму.

А вот Главное научно-экспертное управление (ГНЭУ) Рады скептически настроено относительно законопроекта №5111. В частности, в своем заключении от 13 октября 2016 г. эксперты считают "нецелесообразным и неправомерным" создавать ВГА на территориях, где органы государственной власти и местного самоуправления фактически могут осуществлять свои полномочия. Также ГНЭУ отмечает, что борьбу с сепаратизмом и диверсионной деятельностью, к примеру, в Херсонской обл. должны вести в первую очередь правоохранительные органы, а не военные администрации. Вдобавок к этому парламентские эксперты вообще сомневаются в конституционности создания и функционирования ВГА в Украине, так как Конституцией такие органы власти не предусмотрены и полномочий по их созданию у президента, согласно Основному закону, нет. В связи с этим ГНЭУ не поддерживает принятие Радой законопроекта Винника.

Как видим, мнения по поводу этого противоречивого документа разделились. Какой же выбор сделают народные депутаты в сессионном зале, мы увидим, возможно, уже скоро.

Новости по теме

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров