Вооруженные анбандлингом: Чего ожидать от сегодняшних переговоров по газовому транзиту

В Брюсселе сегодня пройдет третий раунд газовых переговоров, к которым без преувеличения приковано внимание международного сообщества. Результаты договоренностей в отношении условий продления транзита газа в украинской ГТС, которые могут быть достигнуты при посредничестве Еврокомиссии Украиной и Россией, будут влиять на экономику ЕС, Украины и позиции "Газпрома" в Европе как минимум в ближайшей перспективе. Нынешний раунд переговоров следует рассматривать как далеко не последний, говорят эксперты. В то же время он даст представление о настрое и позиции России и "Газпрома", а также покажет, усилились ли и насколько позиции Украины после анбандлинга, решение о котором правительство приняло в последний момент.

Вооруженные анбандлингом: Чего ожидать от сегодняшних переговоров по газовому транзиту
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В Брюсселе сегодня пройдет третий раунд газовых переговоров, к которым без преувеличения приковано внимание международного сообщества. Результаты договоренностей в отношении условий продления транзита газа в украинской ГТС, которые могут быть достигнуты при посредничестве Еврокомиссии Украиной и Россией, будут влиять на экономику ЕС, Украины и позиции "Газпрома" в Европе как минимум в ближайшей перспективе. Нынешний раунд переговоров следует рассматривать как далеко не последний, говорят эксперты. В то же время он даст представление о настрое и позиции России и "Газпрома", а также покажет, усилились ли и насколько позиции Украины после анбандлинга, решение о котором правительство приняло в последний момент.

В третьем раунде переговоров о заключении долгосрочного контракта на транзит газа в украинской ГТС после 2019 года в Брюсселе принимают участие вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. Украинскую делегацию возглавляет министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель, а российскую – министр энергетики Александр Новак. Также на переговорах будут глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев и глава "Газпрома" Алексей Миллер, говорится в тексте анонса на сайте Еврокомиссии.

Новости по теме

Отмечается, что темами переговоров станут объемы прокачки газа и возможности их варьировать в сторону уменьшения/увеличения, тарифы, сроки действия будущего контракта, а также соответствие будущего соглашения правилам ЕС.

Есть анбандлинг

Важный момент – на нынешние переговоры украинская делегация прилетела с решением об анбандлинге (выделение газотранспортной системы из структуры "Нафтогаза" в соответствии с требованиями третьего энергетического пакета, - ред.). Решение об анбандлинге было принято буквально за день до переговоров – 18 сентября. Назначенный недавно на пост министра Алексей Оржель не преминул подать это как особую заслугу нового правительства. "Три года предыдущим правительствам не удавалось достичь компромиссов; новое правительство за 3 недели нашло решение, которое как приняли все стороны процесса, так и поддержали европейские партнеры. Очень важно, что нам удалось сдвинуть ситуацию с мертвого места перед трехсторонними переговорами между Украиной, ЕС и РФ", - написал министр на странице в Facebook.

Министр немного упростил ситуацию. Решению об анбандлинге предшествовали серьезные пертурбации, которые длились почти три года, говорят эксперты. По их мнению, ситуация сдвинулась с мертвой точки благодаря тому, что Кабмину удалось прийти к согласию по вопросу анбандлинга с главой "Нафтогаза" Андреем Коболевым. "Оценивая модель анбандлинга, которую утвердил Кабмин, можно сказать, что Коболев победил", - сказал 112.ua директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль.

Как известно, предшественники нынешнего Кабмина, члены правительства Владимира Гройсмана и он сам настаивали на передаче украинской ГТС компании "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ), которая подчинялась Минэнергоугля. С учетом конфигурации во власти, которая имела место в то время, Коболев (конфликтовал с Гройсманом и главой Министерства Игорем Насаликом, который в свою очередь жестко критиковал "Нафтогаз" и даже грозился "набить морду" креатуре Коболева, руководителю газового дивизиона НАК "Нафтогаз" Андрею Фаворову) лишался возможностей влиять на трубу и терял вес в переговорах о продлении транзита.

Утвержденная нынче Кабмином модель анбандлинга предусматривает получение "Оператором ГТС" права на управление трубой на условиях хозяйственного ведения на срок 15 лет. "Оператор ГТС" будет сертифицирован НКРЭКУ, а затем его сертификацию подтвердит Европейское энергетическое сообщество. Отметим, что по сути "Оператор ГТС" уже управляет "трубой": ему были переданы IT-процессы, переведены сотрудники "Укртрансгаза", имеющие непосредственное отношение к функционированию ГТС. По этой причине неофициально в НКРЭКУ неоднократно заявляли о том, что не сертифицируют "Оператора ГТС" как независимую структуру.

В утвержденной Кабмином конфигурации предусмотрена продажа в рассрочку (на 15 лет) структуры "Оператор ГТС" (труба остается в госсобственности) компании МГУ. Это является основанием позиционировать структуру как независимую от "Нафтогаза". Немаловажно, что такая модель дает основания "Нафтогазу" "сохранить экономический интерес от транзита" и в следствие этого быть стороной процесса в Арбитражном институте в Торговой палате Стокгольма в деле против "Газпрома" SCC Arbitration V 2018/050 в отношении пересмотра тарифа на транзит и после анбандлинга. Важность построения "юридической конструкции", которая позволила бы "Нафтогазу" иметь экономический интерес в новом операторе для защиты интересов НАК в Стокгольме, еще до принятия решения Кабмина подчеркивал и директор ООО "Нефтегазстройинформатика" Леонид Униговский. Эксперты также отмечают, что это будет иметь огромное значение в случае худшего сценария: остановки транзита и иска к "Газпрому" в Стокгольме за ускоренную амортизацию ГТС.

В утвержденной вчера модели анбандлинга Кабмин также переподчинил МГУ Министерству финансов, которое возглавляет Оксана Маркарова (в прошлом – первый заместитель у нынешнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Данилюка в его бытность министром финансов). В 2016 году она также была членом набсовета "ПриватБанка". Впрочем, дело даже не в личности министра, а в модели, которая позволяет сохранить нынешнюю конфигурацию и трубу не в чужих руках, отмечают эксперты. "Если кадровых изменений в топ-менеджменте "Оператор ГТС" после нынешних решений правительства не произойдет, это еще один сигнал в пользу того, что Коболев победил. В данном случае МГУ уже нельзя рассматривать как самостоятельную единицу, которая могла бы на что-то оказывать влияние – в нынешней схеме она будет выполнять вспомогательную роль", - считает Кобаль.

Слова эксперта подтверждает тот факт, что в ближайшее время правительство может рассмотреть проект распоряжения об "определении Минфина уполномоченным органом управления госимуществом ГТС (которое используется в процессе осуществления деятельности по транспортировке природного газа магистральными газопроводами)". Кроме того, одним из главных аргументов "Нафтогаза" не отдавать "трубу" МГУ было отсутствие у этой структуры финансовых средств и опыта управления трубой. В последнее время дела с финансированием у МГУ были совсем плохи. В результате реорганизации Минэнерго компания была отрезана от бюджетного финансирования. В качестве альтернативы рассматривался вариант передачи "Оператора ГТС" с правом на управление трубой финансово состоятельной госкомпании "Укрэнерго". Впрочем, уже в конце минувшей недели близкие к Кабмину источнику говорили об этом варианте как о маловероятном. Против него категорически выступал Алексей Оржель. 

Стоит отметить, что европейским партнерам были совершенно непонятны все эти "бодания" вокруг украинской ГТС, ну, или по крайней мере они талантливо делали вид, что это так. Близкие к переговорному процессу источники говорят, что представителям Еврокомиссии было совершенно все равно, какому оператору отдадут в ведение трубу, главное условие, чтобы она была выделена из структуры "Нафтогаза" и была независимой. В противном случае, это был бы shame ("позор") Украины – именно так, по словам источников 112.ua, близких к Кабмину, называли представители ЕК оттягивание решения по анбандлингу. Говорят, что во время кулуарных встреч они уже даже не скрывали раздражения. На этом фоне в украинском правительстве еще до вчерашнего дня велись жаркие дискуссии. В Кабмине лежали проекты готовых постановлений о передаче "Оператора ГТС" непосредственно МГУ, о ликвидации МГУ, о передаче "Оператора ГТС" "Укрэнерго". При этом было понимание, что окончательное решение должно быть найдено до 18 сентября, перед переговорами с "Газпромом".

Безусловно, тот факт, что украинская делегация приехала на переговоры, вооруженная решением об анбандлинге и четким пониманием, как он будет проходить, имеет огромное значение, говорят 112.ua эксперты. "Газпром" постоянно подчеркивает, что он не знает, с кем вести переговоры, так как нового оператора нет", - говорит Униговский. По его словам, очень важно было "лишить" "Газпром" такой возможности хотя бы до октября (до нового раунда переговоров).

Европейские суды немного помогли Украине

Еще одна особенность нынешних переговоров: коммерчески заинтересованные в сохранении транзита в украинской ГТС и в результате имевшие возможность повлиять на ход переговоров европейские партнеры за это время так и не появились. Консорциум компаний SNAM, Eustream, GRTgaz, Gasunie, Fluxys (ранее рассматривались как партнеры, допущенные к управлению ГТС, - ред.) проявляют "сдержанный интерес" к сотрудничеству с оператором украинской трубы, говорит Униговский: "Вопрос инвестиций в украинскую ГТС для них пока не интересен". Слова эксперта совпадают с информацией источников 112.ua, которые утверждают, что европейские компании вышли из переговоров о возможном инвестиционном партнерстве с ГТС, и сейчас такие переговоры ведутся с американскими компаниями, названия которых пока не разглашаются.

Стоит отметить, что нынешняя модель: владения трубой на основании договора о хозяйственном ведении делает ГТС еще менее привлекательной для потенциальных инвесторов. Их могли бы заинтересовать только такие формы, как концессия или долгосрочная аренда.

Но и без иностранных партнеров, с точки зрения наличия мощностей, по которым "Газпром" мог бы пустить газ в обход Украины, на нынешних переговорах украинская делегация имеет достаточно сильные позиции, отмечают эксперты.

"Наши расчеты показывают, что с учетом решения Европейского суда по газопроводу OPAL (и в будущем по Eugal), можно реально говорить о долгосрочном контракте на 50-60 млрд куб. м в год. В связи с решением Европейского суда общей юрисдикции, "Газпром" не сможет использовать 40% пропускной способности газопровода OPAL – продолжения газопровода "Северный поток - 1", это около 12 млрд куб. м в год. То же самое будет и с газопроводом Eugal – продолжения строящегося газопровода "Северный поток - 2". Итого, имеем 24-25 млрд куб. м, которым "некуда деваться", кроме, как через украинскую ГТС. Также следует отметить, что, по всей видимости, "Северный поток - 2" не будет достроен в этом году. Так что у нас strong position на переговорах", - сказал 112.ua Леонид Униговский. По его словам, "Газпром" очень уязвим с точки зрения репутационных рисков.

По данным Униговского, по состоянию на 1 сентября российский газовый монополист накопил в европейских ПХГ около 12 млрд куб м газа.

"Газпром", помимо прочего, может воспользоваться поставками сжиженного газа с "Ямал СПГ" или контрактовать его у других производителей СПГ, но это даст ему возможность, по моему мнению, продержаться не более трех месяцев. При этом наиболее сложная ситуация будет в Молдове, а также на юге Одесской обл. (туда газ поступает через Молдову, и возможны несанкционированные отборы газа)", - сказал 112.ua директор ООО "Нефтегазстройинформатика".

Ситуацией, в которой "Газпром" (в случае отсутствия транзита через Украину) будет не в полной мере или в минимальных объемах выполнять свои обязательства перед европейскими партнерами, могут воспользоваться поставщики газа из США, Турции, Катара, которые заместят российского газового монополиста. И это также аргумент, делающий позиции Украины на переговорах более сильными, отмечают эксперты.

Униговский не исключает также ситуации, "когда газ будет транспортироваться в украинской ГТС и без контракта. Мол, "потом разберемся".

В любом случае уже ясно, что нынешние переговоры с "Газпромом" о транзите газа после 2019 года далеко не последние. "Их важность заключается в том, что, по крайней мере, мы сможем увидеть позицию и тактику "Газпрома" и готовы ли они вообще, что либо подписывать", - говорит Геннадий Кобаль. По его словам, очевидно, что "Газпром" "будет стараться тянуть подольше, чтобы держать в напряжении европейский рынок газа".

Неопределенность им на руку, впрочем, как и поставщикам LNG, подчеркивает директор ExPro Consulting: "При нынешних низких ценах в Европе 11 евро за МВт, на октябрь фьючерсы законтрактованы по 14,75, а на декабрь уже по 18,4 евро. В пересчете на гривну и на тысячу кубометров это означает, что в случае отсутствия договоренности о транзите газа цены вырастут до 8-9 тыс. грн за 1 тыс. куб. м против нынешних 5 тыс.". Аналитики говорят о минимум 300 долл. за 1 тыс. куб м против нынешних 160. При этом выигрыш "Газпрома" за счет высокой конкуренции со стороны компаний, готовых подхватить "упавшие" контракты с европейскими контрагентами российского монополиста, будет кратковременным, уверены они.

Отметим, что для Украины заключение долгосрочного транзитного контракта с "Газпромом" - вопрос огромной важности. Если для европейцев он сопряжен только лишь с риском роста цен в нынешнем отопительном сезоне, то для нашей страны будет означать потерю около 3 млрд долларов в год.  По словам Униговского, "наличие транзита дает нам и определенный рычаг влияния на формирование европейской политики, делает менее вероятной полномасштабную войну с Россией".

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>