Украина была ядерной державой. В 1991 году мы получили третий после США и Российской Федерации ядерный арсенал. Его основу составляли пять дивизий 43-й ракетной армии бывшего СССР. На вооружении украинской армии были стратегические комплексы стационарного базирования в шахтах (ракеты УР-100Н и РТ-23 УТТХ) и мобильные ракетные комплексы ("Пионер" и "Пионер-УТТХ"). В целом Украина имела 176 межконтинентальных баллистических ракет. Однако "ядерный ящик" с "красной кнопкой" остался в Кремле. Техническая возможность обеспечить украинское управление стратегическими ракетами была, но на нее пожалели денег, которые затем успешно разворовали...

EPA/UPG

Украина имела также 2600 единиц тактического ядерного оружия. Украинским ракетчикам остались в наследство от СССР оперативно-тактические комплексы Р-300 с дальностью поражения до 300 км и комплексы "Точка" и "Точка-У" с дальностью стрельбы до 120 км. Они могли нести тактические ядерные заряды. К этому следует добавить 44 стратегических бомбардировщика (25 Ту-95МС и 19 Ту-160), которые могли нести ядерное оружие. Например, Ту-160 представляет собой сверхзвуковой стратегический бомбардировщик- носитель крылатых ядерных ракет, в том числе до 12 штук Х-55 с 200-килограммовым ядерным зарядом и дальностью поражения цели до 3 тысяч километров. Учитывая боевой радиус действия Ту-160 в 6000 км, Украина гарантированно могла нанести ядерный удар по агрессору.

112.ua

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Украина в 1991 году имела одну из самых сильных армий мира, могла защитить ее народ от реальных и потенциальных угроз военного характера. И это было не в таком уж и далеком прошлом... А уже через 23 года произошла потеря Крыма и части территорий на Донбассе.

История развала продолжительностью в 23 года

За годы независимости украинские Вооруженные силы постоянно реформировали, декларируя при этом вполне понятные задачи по оптимизации численности и повышению боеспособности в соответствии с экономическими возможностями государства и спектра современных военных угроз. В результате многолетних реформ мы оказались не готовы к военной агрессии со стороны недавно братского и, как неоднократно декларировалось, дружественного государства - Российской Федерации. То есть реально происходили не реформы, а разрушение военной организации Украины и ее базового элемента - Вооруженных сил.

С первых дней независимости Украина доказывала свое миролюбие, продолжая оставаться внеблоковой. Понятно, что внеблоковое, нейтральное государство должно иметь боеспособные Вооруженные силы, ведь надеяться на военную помощь союзников в случае агрессии она не может. Однако мы настоятельно разоружались, сокращая численность личного состава, вооружений и боевой техники.

Первым шагом в этом направлении стал отказ от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности и суверенитета Украины со стороны США, Великобритании и России, лидеры которых 5 декабря 1994 подписали Будапештский меморандум. Через 20 лет одна из стран-гарантов, Российская Федерация, нарушает данный меморандум, а другие дают четко понять, что за Украину с ядерной Россией воевать не будут. Санкции и политическая поддержка, конечно, действенные, но они не вернут жизни погибших на востоке Украины, да и Крым в ближайшей или даже среднесрочной перспективе вряд ли вернут. Отказ от стратегических ядерных вооружений можно объяснить экономическими и техническими причинами. А вот тактическое ядерное оружие и стратегические бомбардировщики вполне могли стать сдерживающим фактором для агрессора. От них, например, можно было отказаться после присоединения к одному из военно-политических блоков, например, НАТО. Характерно, что ядерные боеголовки для тактических ракет в Россию вывезли еще в 1992 году, за 2 года до подписания Будапештского меморандума. Оперативно-тактические ракетные комплексы Р-300 были разрезаны на металл до 2011 года. Украина также успешно избавилась и от стратегической авиации, которая не соответствовала оборонной военной доктрине. В 1999 году 8 самолетов Ту-160 передали России за газовые долги. Еще 9 самолетов были утилизированы, один самолет отдали в музей Дальней авиации.

112.ua

Что касается обычного вооружения, то новые образцы разрабатывались, но не закупались Министерством обороны в достаточном количестве. Они шли преимущественно на экспорт. Устаревшее вооружение в лучшем случае модернизировались, а новое закупалось в крайне недостаточном количестве. Так, контракт на поставку современного украинского танка БМ "Оплот" был сорван из-за недостаточного финансирования. Соответственно основу танкового парка Украины продолжают составлять Т-64, принятые на вооружение 50 лет назад.

112.ua

Современные войны высокотехнологичные. Важную роль в них играет боевая авиация. По состоянию на 2013 г., накануне российской агрессии, Вооруженные силы Украины имели около 20 боеспособных истребителей Су-27, несколько десятков штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24 и около 80 истребителей МиГ-29. О реальном состоянии боеготовности авиации достоверных сведений нет. Например, в 204-й Севастопольской бригаде тактической авиации под командованием Юлия Мамчура с 46 истребителей МиГ-29 в летном состоянии находилось 4. По количественным и качественным показателям боевая авиация Украины проигрывает наиболее вероятному противнику - российской авиации. В этих обстоятельствах Украина может полагаться на систему противовоздушной обороны, которая до недавнего времени признавалась в качестве одной из самых эффективных в Европе. Так, Украина имеет на вооружении станции пассивной радиотехнической разведки "Кольчуга", которые способны распознавать воздушные, наземные и морские цели, разработанные с использованием технологии "стелс". Кстати производитель комплекса донецкий завод "Топаз", оборудование которого было вывезено в Россию грузовиками знаменитых "гуманитарных конвоев". Воздушное пространство Украины прикрывали зенитно-ракетные комплексы малого (2К22 "Тунгуска", "Игла"), среднего (ЗРК С-300, Бук М) и большого (С-200) радиуса действия. Таким образом было создано несколько уровней противовоздушной обороны, которые достаточно надежно защищали территорию Украины. Однако за месяц до приостановления евроинтеграционного курса и начала Евромайдана С-200 были сняты с вооружения как технически и морально устаревшие. При этом они не были заменены на более современные ЗРК большого радиуса действия. Основной парк авиации Российской Федерации составляют боевые самолеты 4-го поколения, разработанные еще в СССР. Против них С-200 достаточно эффективен. Другой вопрос - физическая изношенность и сложность ремонта. С-200 мог поражать цели на дальности до 250 км. А С-300, оставшийся на вооружении - лишь до 75 км. На сегодня российская тактическая авиация может поражать наземные цели на территории Украины, не заходя в зону действия украинских зенитно-ракетных комплексов системы ПВО.

112.ua

Что касается личного состава, то принимались государственные программы развития Вооруженных сил Украины, которые непременно предусматривали их сокращение. В 2012 году Министерство обороны Украины разработало проект реформы Вооруженных сил, который предусматривал поэтапное сокращение их численности до 70 тыс. военнослужащих в 2017 году. Таким образом, с 27 места в мире по количеству военнослужащих на тысячу населения Украина должна была переместиться на 57 позицию. Какое-то сопротивление миллионной российской армии в этом случае фактически должно быть исключено.

Вооруженные силы Украины

Вооруженные силы РФ

Личный состав

121000

Личный состав

1000000

Танки

723

Танки

2800

Бронемашины

1965

Бронемашины

11600

Боевые вертолеты

170

Боевые вертолеты

1402

Артиллерийские системы калибра больше 100 мм

433

Артиллерийские системы калибра больше 100 мм

4625

Самолеты

187

Самолеты

4100

Боевые корабли и катера

22

Боевые корабли и катера

352

Ядерные боеголовки

0

Ядерные боеголовки

1654

Соотношение вооруженных сил Украины и Российской Федерации 

 

Скудное финансирование обороны при одном из самых высоких уровней коррупции

В 1991 году Украина получила военное имущество на общую стоимость в 89 млрд долларов. Украинские чиновники и новые олигархи с энтузиазмом взялись за "освоение" этих средств. Сокращение Вооруженных сил предоставило прекрасную возможность для продажи армейского имущества и перераспределения финансовых активов. Соответственно уменьшалось и финансирование армии, высвобождались дополнительные средства для обогащения. В результате в 1994 году военного имущества осталось на сумму в 32,7 млрд долл., а в 1995 г. - менее 25 млрд. долл. Ну и, конечно, продажа вооружения, по этому показателю Украина достаточно быстро вышла на одно из первых мест в мире. Только в 2013 г. мы экспортировали продукции военно-промышленного комплекса на 1,8-1,9 млрд долл. При этом 97% продукции ВПК шло на экспорт.

Получая значительные поступления от продажи вооружения и военного имущества, украинская власть никогда не могла найти достаточно средств для финансирования Вооруженных сил. По стандартам НАТО на армию нужно выделять не менее 2% ВВП. В Украине на 2014 г. на оборону было запланировано выделили лишь 0,99% ВВП, что могло удовлетворить лишь 63% потребностей армии. Новое правительство увеличило этот показатель до 1,85%, чего для воюющего государства недостаточно. В 2013 г. Россия потратила на оборону 68 млрд долл., что в 35 раз больше соответствующих украинских расходов.

112.ua

Расходы на оборону делятся на текущие и инвестиционные. К первым относятся расходы на содержание личного состава и боевую подготовку, включая текущее материально-техническое обеспечение. Инвестиционные - это расходы на развитие вооруженных сил: закупка нового вооружения и военной техники, научно-исследовательские работы, развитие инфраструктуры. В Украине только на содержание личного состава Вооруженных сил шло 82-85% оборонного бюджета. В 2013 г. на подготовку Вооруженных сил было потрачено лишь 7,7%, а на развитие вооружения и военной техники - только 10,2% оборонного бюджета. Итак, текущие расходы составили 90%, а инвестиционные - 10%. В то же время в Российской Федерации эти показатели постепенно приблизился к 30% на 70% в пользу инвестиционных расходов до 2015. Это позволило России осуществить закупку вооружения, провести модернизацию, активизировать боевую подготовку войск.

Недостаточное и неэффективное финансирование Вооруженных сил Украины происходило на фоне одного из самых высоких уровней коррупции в мире. Согласно рейтингу Transparency International, проведенным в 2012 г., Украина заняла по индексу восприятия коррупции 144 место из 175 возможных вместе с Бангладеш, Камеруном, Республикой Конго и Сирией. По данным той же Transparency International Украина попала в группу государств с высокими коррупционными рисками в оборонной сфере. Представители американского аналитического центра Tax Justice Network в свое время обнародовали информацию о том, что за годы независимости до 2013 г. из Украины в офшоры вывели 167 млрд долл. И это далеко не все потери Украины. По данным бывшего исполняющего обязанности генерального прокурора Украины Олега Махницкого, только Янукович украл у Украины 100 млрд долл. Всех этих денег вполне хватило бы на содержание тактического ядерного оружия и переоснащение Вооруженных сил по современным стандартам. Однако значительную часть государственного бюджета Украины просто разворовывали, а на Вооруженные силы традиционно не хватало средств.

Незащищенные защитники

Для успешного выполнения задач по защите национальных интересов военнослужащие любой армии должны получать надлежащее материально-денежное обеспечение. Иными словами, голодный и бездомный солдат или офицер с оружием в руках скорее представляет угрозу для собственного коррумпированного правительства, а не для внешнего врага. К тому же это вопрос престижа военной службы в обществе. С этим в украинской армии также не все в порядке. По состоянию на конец 2013 г. на квартирном учете находилось 44,4 тыс. военнослужащих, то есть каждый третий защитник Украины нуждался в улучшении жилищных условий. Заработная плата никак не соответствует европейским стандартам. Например, украинский военный в среднем зарабатывает в 3-4 раза меньше, чем его российский коллега (или противник). Возникают проблемы с социальной защитой военнослужащих в зоне боевых действий и членов их семей.

Кто виноват?

В октябре 2014 года военная прокуратура начала расследование деятельности 8 экс-министров обороны и 6 бывших начальников Генерального штаба на предмет развала Вооруженных сил Украины. Главный военный прокурор Анатолий Матиос отметил, что в результате изменений в законодательстве и деятельности ряда руководителей оборонного ведомства "на момент аннексии Крыма на бумаге было 6 бригад, из которых в конце концов удалось собрать лишь 400 человек". Однако вряд ли в государстве, в котором коррупция охватила общественные отношения от роддома и до высших органов власти, дело заключается лишь в деятельности министров обороны и руководителей Генерального штаба.

По крайней мере уместно остановиться на двух последних министрах обороны правительства Азарова. Первый из них, Дмитрий Саламатин, до 2005 года был гражданином России. А в 2012 г. стал министром обороны Украины. Уже тогда были подозрения о его сотрудничестве с российской разведкой. Именно при руководстве Дмитрия Саламатина возникла "гениальная" идея распродажи ряда земель и активов Национального университета обороны Украины, - высшее учебное заведение, которое готовит офицеров оперативно-тактического и стратегического звеньев военного управления (впоследствии вуз таки потерял центральный учебный корпус). Также имела место информация о планах по расформированию Житомирского военного института имени С.П. Королева, в котором готовят специалистов по радиоэлектронной разведке и радиоэлектронной борьбе, информационных, телекоммуникационных, геоинформационных и космических систем. Ничем иным, как попыткой диверсии, это не назовешь. Относительно следующего министра и бизнесмена Павла Лебедева, то по утверждению народного депутата Юрия Сиротюка, он подписал распоряжение о срочном выводе украинского военно-морского флота из Севастополя и перевода штаба Военно-морских сил из Севастополя в Киев. И это в июле 2013 г., за каких-то полгода до российской аннексии Крыма. Хотя эти планы предыдущих министров не были полностью реализованы, но они говорят сами за себя.

Что делать?

Украина на сегодняшний день находится в состоянии необъявленной войны. Военно-политическая нестабильность, боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей, потеря ряда территорий и постоянные попытки ограничения суверенитета обусловливают необходимость кардинального изменения подхода к обеспечению национальной обороны. И определенные шаги в направлении повышения уровня обороноспособности Украины уже делаются.

Существенно увеличивается финансирование Вооруженных сил. На оборонные нужды планируется выделять до 5% ВВП в соответствии с "Стратегией 2020", а это с учетом прогнозного снижения ВВП - 7-8 млрд долл. В будущем мы должны ориентироваться на европейский военный стандарт в 10 млрд долл. в год для содержания, боевой подготовки и оснащения 100 тыс. военнослужащих. То есть армия в 150 тыс. штыков предусматривает финансирование на уровне 15 млрд долл. Однако, учитывая современное состояние экономики, это достаточно отдаленная перспектива. При этом не менее 50% (а в перспективе и 70%) должны составлять инвестиционные оборонные расходы. Это позволит решить следующую задачу - перевооружения Вооруженных сил современными видами оружия боевой техники. Прежде всего это современные системы управления и связи, средства радиоэлектронной борьбы, системы ПВО дальнего радиуса действия, военная авиация, усиление боевого состава ВМФ, высокоточное оружие. И значительную часть решения этих задач может обеспечить украинский военно-промышленный комплекс. Украина в реальности, а не на бумаге должна иметь технически оснащенную, высокомобильную армию. К тому же это новые заказы для предприятий украинского ВПК, разработка современных образцов вооружения и боевой техники, усиление позиций на мировом рынке оружия.

Украина возвращается к курсу евроатлантической интеграции. Для этого необходимо постепенно перейти к стандартам НАТО (STANAG - Standardization Agreement). Это около 1300 общих стандартов от калибра оружия, авиационной безопасности, охраны окружающей среды до систем управления и связи, военного образования. Внедрение этих стандартов будет способствовать оперативной совместимости украинских Вооруженных сил с войсками государств НАТО в проведении совместных операций, позволит эффективно модернизировать армию. При этом не нужно сразу принимать все стандарты, это дело не одного года реформ. Например, боевой состав ВВС Польши примерно на 50% состоит из самолетов советского производства, которые эксплуатируются совместно с американскими F-16.

Не менее важным является повышение уровня жизни военнослужащих. Подразумевается поэтапное повышение заработных плат и решение жилищной проблемы. В пересмотре нуждается также практика социальной защиты участников боевых действий и членов их семей. Не только офицер, но и рядовой-контрактник, не должны жить на грани бедности. Только при таких условиях можно повысить престиж службы в Вооруженных силах.

112.ua

И, конечно, проведение реформ предполагает решительные меры по противодействию коррупции, иначе все будет происходить по старому сценарию хищения и развала... По крайней мере коррупционные скандалы происходят и после свержения преступного режима Януковича. А часть нагрузки по обеспечению военнослужащих в зоне боевых действий переложена на плечи гражданских волонтеров.

Так, в современных условиях в Украине восстановлен призыв, однако высокотехнологичное оружие предусматривает контрактную профессиональную армию с активным мобилизационным резервом. Так что новым депутатам и чиновникам есть над чем работать. Эффективность этой работы покажет будущее. По крайней мере бесспорным остается факт того, что армия Украины уже существенно отличается от ее состояния еще полгода назад. Уже есть костяк военнослужащих с реальным опытом боевых действий. Вооруженные силы продемонстрировали реальную способность достаточно эффективно воевать при недостаточном техническом оснащении и материальном обеспечении. А новая армия нуждается в новом отношении к себе как со стороны чиновников, так и всего украинского общества.

Андрей Дацюк для 112.ua