Война церквей: Почему в Украине церковный раскол и зачем государству подчинять религию

Появление в повестке дня Верховной Рады резонансных "церковных законопроектов" в очередной раз приоткрыло завесу над полем битвы в войне, которую две крупнейшие религиозные конфессии в стране, Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и церковь, относимая к сфере влияния Московского патриархата (УПЦ МП), ведут уже более 25 лет. Принятие "церковных законопроектов" могло бы послужить переломным моментом в борьбе конфессий, однако вряд ли привело бы к миру между ними и созданию единой церкви. 112.ua изучал, почему воюют церкви, и что предлагают депутаты, чтобы это решить

Война церквей: Почему в Украине церковный раскол и зачем государству подчинять религию
Онуфрий и Филарет возглавляют крупнейшие православные церкви Украины Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Появление в повестке дня Верховной Рады резонансных "церковных законопроектов" в очередной раз приоткрыло завесу над полем битвы в войне, которую две крупнейшие религиозные конфессии в стране, Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и церковь, относимая к сфере влияния Московского патриархата (УПЦ МП), ведут уже более 25 лет. Принятие "церковных законопроектов" могло бы послужить переломным моментом в борьбе конфессий, однако вряд ли привело бы к миру между ними и созданию единой церкви. 112.ua изучал, почему воюют церкви, и что предлагают депутаты, чтобы это решить

Церковь под государство

Еще 18 мая в повестке Верховной Рады появились два законопроекта, которые касаются деятельности церквей. Они вызвали огромный общественный резонанс. Потому как одна из церквей заподозрила народных избранников в притеснении.

Один из законопроектов, №4511 "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое ВР признано агрессором", предполагает особый статус для религиозных организаций, которые ведут деятельность в Украине, а в канонических и организационных вопросах подчиняются религиозным центрам, находящимся в государстве, признанном ВР агрессором. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что речь идет о России и УПЦ (МП).

Для таких организаций (читай – УПЦ МП) законопроектом устанавливается требование заключать с государством договор, а также согласовывать кандидатуры центрального и регионального руководства религиозных организаций с центральным органом власти (с Минкультом). Также предусматривается согласование с госорганом уставов, подпадающих под действие закона религиозных организаций, и кандидатуры приглашенных ими для проповеднической и каноничной деятельности иностранных религиозных деятелей. В документе отмечается, что в случае системного нарушения действующего законодательства и невыполнения правовых норм, предусмотренных его статьями, госорган может приостанавливать деятельность религиозной организации на территории Украины.

Фактически, законопроект ставит церковь под контроль правительства Украины.

"Путем перерегистрации, заключения между религиозной организацией и государством договора, организация (попадающая под действие норм законопроекта) должна будет взять обязательство не вести антиукраинскую деятельность, которая бы угрожала территориальной целостности и независимости Украины. Все просто: не занимайся пропагандой русского мира, не занимайся антиукраинской пропагандой и никакого вмешательства государства не будет. Миссия этого законопроекта - стимулировать религиозные организации (с центром управления в России, - ред.) контролировать своих подчиненных", - пояснял нам соавтор законопроекта Олег Петренко, нардеп от БПП.

Народный депутат Олег Петренко Фото из открытых источников

Второй законопроект, №4128 "О свободе совести и религиозных организациях (в отношении изменения религиозными громадами подчинения)", предполагает внесение изменений в статью 8 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях", согласно которым урегулируется процедура изменения юридической принадлежности религиозной общины. В частности, уточняется, что в случае одобрения простым большинством лиц, присутствующих на собрании общины, она сможет изменить свое подчинение от одного действующего в Украине религиозного центра на другой.

По факту, законопроект также направлен против УПЦ МП, однако теоретически он может коснуться и других конфессий, ведь при желании, любая религиозная громада сможет изменить свое подчинение.

"Я вообще не считаю эти законопроекты церковными, религиозными. Я считаю, что они связаны с безопасностью. Исключительно с безопасностью. Мы понимаем, какую информационную подрывную деятельность Россия ведет через религиозные организации, которые ей подконтрольны и действуют на территории Украины", - говорит Олег Петренко.

Законопроекты вызвали огромный резонанс. В день, когда они появились в повестке дня Верховной Рады, к ее стенам с требованием не рассматривать их вышло не менее 1 тыс. протестующих. Преимущественно, это были сторонники Украинской православной церкви, известной в Украине как церковь Московского патриархата (сама церковь эту приставку не признает). Священники совершали молебны с призывом к "вразумлению народных депутатов", пришел даже глава церкви Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Он благословлял людей в Мариинском парке.

Акция под Верховной Радой 18 мая Фото из открытых источников

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич пригрозил, что Раде "увидят проявление реальной силы нашей церкви".

Впрочем, 18 мая до рассмотрения "церковных законопроектов" депутаты не дошли и даже обсуждать их в зале не стали. На следующей неделе некоторые СМИ напечатали материалы, в которых говорилось, что депутаты попросту испугались и их попросили не рассматривать законопроекты силовики, из-за опасений массовых беспорядков.

Нардеп Олег Петренко постфактум рассказал 112.ua, что изначально доводить законопроекты до голосования в Раде никто не собирался. "Эти законопроекты никто не собирался вносить в повестку парламента так, чтобы они попали на голосование", - сказал Петренко.

По его словам, в тексте повестки законопроекты были напечатаны на 9-й странице: "Они вносились для того чтобы просто побыть в повестке".

Нардеп рассказал, что журналистам, которые набросились на него в кулуарах Рады, в день появления законопроектов в повестке он пообещал съесть всю многостраничную повестку, если законопроекты таки будут рассмотрены.

"Событие вызвало огромный резонанс – вы знаете, в связи с этим вопросом в Ватикан вызвали украинского посла для разъяснений. Я же был спокоен, даже не готовился к выступлению, как докладчик законопроекта. Показал журналистам в кулуарах эту книгу и сказал, что если в этот день дойдем до 9-й страницы, я готов съесть при них этот документ. И при этом я знал, что никакого риска исполнения этого обещания нет, есть его не придется. Ни одного шанса быть принятым в тот день у моего законопроекта (№4511) не было", - рассказал Петренко.

По словам нардепа, целью появления в повестке "церковных законопроектов" было "поднапрячь тех, кого он касается". "Я, к слову, не имею влияния на формирование повестки Рады. То есть, я честно признаю, что это мой законопроект, и меня использовали в темную те, кто его ставил. Цель их была достаточно благородной… Как говорили некоторые коллеги: на воре и шапка горит. На самом деле в законопроекте нет ни одного слова ни об УПЦ МП, ни о православной церкви", - подчеркнул Петренко.

В то же время, комментарии большинства авторов законопроектов не оставляют сомнения в том, кого они касаются.

"Гибридная война в Украине с самого начала ведется на двух фронтах, внешнем и внутреннем. Если бы не активное строительство "русского мира", внешних могло бы и не быть. Особенную роль в этих условиях играют церкви. Количественно доминирующая УПЦ МП – филиал Российской православной церкви. По сути – агент другой страны, которая оккупировала нашу территорию и ведет войну. Священникам УПЦ МП стоит определиться со своей гражданской позицией – вы с Россией или с Украиной?", - написал в Facebook еще один соавтор законопроекта №4511 Юрий Бублик.

Комментируя акцию, которую провела под стенами Рады УПЦ МП, нардеп Андрей Левус (также, соавтор) написал в Facebook: "Если УПЦ МП протестует против этого законопроекта, это означает только то, что она признает себя религиозной организацией, центр которой находится в стране агрессоре".

"Путинские идеологи сделали уже немало для того чтобы законопроект (№4511) провалить. К слову, кроме одной церкви в лице УПЦ МП никто в Украине особо этим законопроектом не опечалился, а созданным ажиотажем УПЦ МП сама подтвердила свое осознание, что Россия – агрессор. Ведь в законопроекте нет ни одного упоминания ни про УПЦ МП, ни про иную церковь – речь идет о "виртуальных религиозных структурах, которые управляются из державы-агрессора. Так что поздравляем с прозрением, господа религиозные деятели на ставке ФСБ. На воре шапка горит", - отметил нардеп Дмитрий Тымчук.

"Истерические заявления руководителей московского патриархата, звучавшие в течение последней недели, массированная информационная компания в российских СМИ и сегодняшний молебен под стенами Верховной Рады только укрепляют меня в правильности нашей позиции. Своими действиями вы только подтвердили, что у вас нет никакой автономии, о которой вы так любите говорить. А есть только полная зависимость от Кремля и ФСБ", - написал нардеп Игорь Артюшенко.

Следует отметить, что в защиту УПЦ МП выступил "Оппозиционный блок" - Вадим Новинский, народный депутат от политсилы назвал законопроекты "началом религиозной войны". Лидер движения "Украинский выбор — Право народа" Виктор Медведчук увидел в законопроектах "прямую угрозу демократии".

Глава Российской православной церкви патриарх Кирилл направил президенту Украины Петру Порошенко, лидерам стран "Нормандской четверки", а также Папе Римскому Франциску, генсеку ООН Антонио Гуттеришу и генсеку Всемирного совета церквей Олаву Фюксе Твейту обращение, в котором заявил "об узаконивании неслыханной для современной Европы дискриминационной правовой практики в отношении большинства православного населения Украины, в случае принятия законопроектов".

С позициями сторон по законопроектам понятно. Но почему так вышло, что в Украине все это время действуют сразу две большие православные церкви, которые между собой ведут холодную, а иногда и горячую войну? Почему президент Украины Петр Порошенко посещает Пасхальное богослужение главные храмы обоих церквей - Владимирский собор и Киево-Печерскую Лавру?

Православный раскол

Когда вы будете читать все написанное ниже, не удивляйтесь, что мы говорим лишь с церковниками. Те немногочисленные религиеведы, которые не встали на чью-то сторону в этом конфликте, просто наотрез отказываются комментировать тему, аргументируя тем, что разбираться в этом запутанном деле должны сами церкви. Поэтому ни на какую истину мы не претендовали, понимая, что удастся лишь собрать аргументацию сторон.

Итак, до провозглашения Независимости Украины в 1991 году действующая на территории Украины церковь была частью структуры, которая нынче известна как Русская православная церковь (РПЦ).

Как говорят в УПЦ МП, отделение Украинской церкви от российской в 1991 году произошло в результате вручения Московским патриархом Алексием возглавлявшему в то время Украинскую православную церковь (УПЦ) Филарету (сейчас патриарх УПЦ КП) Томоса (указа предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. В частности, путём издания томоса некоторой части "материнской" (кириархальной) церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия, - ред.).

Далее, по версии УПЦ МП, ситуация развивалась следующим образом: "Еще до избрания патриархом Алексия, Филарет сам хотел быть московским патриархом. Украинским патриотом, как свидетельствуют исторические документы, он совсем недавно стал. Поэтому раньше Филарет даже противился автономному статусу УПЦ. Когда он не стал московским патриархом, то начал создавать предпосылку для церковного раскола. В этом ему активно помогал президент Кравчук (Леонид Кравчук – первый украинский президент). Филарет стал подбивать священников и епископов обращаться к Московскому патриарху с требованием автокефалии для УПЦ. Он использовал шантаж, запугивание, нескольких епископов снял с должностей", - говорит 112.uaепископ Ирпенский Климент (Вечеря), викарий Киевской митрополии, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ (сама церковь против, чтобы в ее отношении использовалась приставка МП – Московский патриархат, - ред.).

Епископ Ирпенский Климент Фото из открытых источников

По его словам, "когда такие действия Филарета вызвали широкое недовольство в среде украинских верующих, Архиерейский собор РПЦ, рассмотрел все поступившие жалобы: всплыли многие неблаговидные факты не только связанные с его администрированием (Филарета), но и с личной жизнью". "И тогда, чтобы это не закончилось позором для Филарета, архиереи взяли с него слово, что он сам добровольно уйдет с поста Киевского митрополита. Филарет тогда согласился и поклялся на Кресте и Евангелии о том, что так и сделает. Но сделал все наоборот. Он создал раскол, который никто не поддержал, кроме одного епископа, не имеющего своей кафедры. Филарет зарегистрировал новую религиозную организацию (УПЦ КП), которая не отпочковалась от УПЦ, а создавалась заново", - объясняет появление УПЦ КП епископ Климент.

В связи с этими событиями, в мае 1992 года в Харькове был проведен собор, который УПЦ КП не признает и называет "псевдособором". На нем были утверждены изменения и дополнения к Уставу УПЦ. В частности, была принята поправка в Раздел I, пункт 4, в котором говорилось о том, что Украинская Православная Церковь несет теперь свою миссию в условиях нового государственного строя, т.е. после распада Советского Союза в независимом государстве Украина. На этом соборе, единственной легитимной и главной Православной церковью в Украине была провозглашена УПЦ (УПЦ МП). Предстоятелем церкви был избран Владимир Ростовский и Новочеркасский (после его смерти церковь возглавил нынешний предстоятель Онуфрий, - ред.).

В изложении УПЦ КП события выглядят совсем иначе. В частности, в историко-канонической декларации церкви сказано, что Церковь получила статус независимости и самостоятельности в управлении на основании решений Поместного собора Российской православной церкви (РПЦ) 7-8 июня 1990 года и Архиерейского собора РПЦ 25-27 октября 1990 года. Наивысшим руководящим органом был признан Поместный собор УПЦ.

Архиепископ Черниговский и Нежинский, секретарь Священного Синода Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Евстратий (Зоря) категорически отрицает, что над патриархом Филаретом когда-либо был церковный суд. По его словам то, что и было, можно назвать только "судилищем".

В 1992 году было проведено два Архиерейских собора. Первый был в конце марта в Москве, на нем митрополит Филарет присутствовал. На нем вместо того, чтобы рассматривать его просьбу об автокефалии, лично на митрополита начали возводить поклеп, требовать его отставки, рассказал Евстратий Зоря.

По его словам, когда Филарет выступил и ответил на те намеки, которые делались в его сторону, в документах собора было вынесено постановление о том, что принять во внимание устное заявление (не клятву, как позднее стали твердить МП) митрополита Филарета, о том, что он "ради мира церковного" подаст в отставку. Поблагодарить его за многолетнее служение на Киевской кафедре и благословить продолжать служение на любой другой украинской кафедре, кроме Киевской. Это говорит о том, что никаких обвинений, которые имели бы в качестве последствий лишение сана, даже отстранения от должности на самом деле не было. "То есть ничего доказать они не могли. Потому что иначе, если они считают, что человек достоин осуждения и изгнания из Церкви, почему же они его благодарят и целым собором благословляют служить дальше в Церкви, только не Киевской кафедре?", - спрашивает архиепископ Зоря.

Секретарь Священного Синода Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Евстратий Фото из открытых источников

По словам архиепископа Зори, митрополит Филарет отказался подчиниться незаконным требованиям. "Почему незаконным? Потому что должность предстоятеля УПЦ пожизненная. Он был избран на нее Архиерейским собором, и это избрание было подтверждено Московским патриархом, специальной грамотой, что также было подтверждено Поместным собором УПЦ. Согласно канонам, архиерей не может отстраняться от своей должности из-за просьбы об отставке. Если он не достоин служить, то должен отстраняться через судебную процедуру. А если достоин, то должен служить дальше", - говорит Зоря.

Таким образом, по факту, в Украине возникли две православные церкви - УПЦ МП и УПЦ КП. Причем, друг друга они не признают. УПЦ МП открыто называет УПЦ КП "церковными сепаратистами" и уверяет, что не признает церковь, несмотря на то, что "государство к этому постоянно принуждает".

В свою очередь УПЦ КП также не признает УПЦ МП, так как "в своем нынешнем виде она сформирована в результате раскола, спланированного и проведенного руководством Московской патриархии при помощи спецслужб и части епископов УПЦ". "Созданная на так называемом "Харьковском соборе", УПЦ МП является частью Украинской Православной Церкви, которая откололась от своего Предстоятеля (Патриарха Филарета, - ред.), нарушила решение Поместного Собора об автокефалии и вошла в подчинение Московского Патриархата. УПЦ МП, как церковно-административная единица не может называться Церковью, потому что она не имеет статуса ни автокефальной, ни автономной, ни тем более Поместной Церкви", - говорится на сайте УПЦ КП.

Движение за Единую поместную церковь

Точку в этом многолетнем споре мог бы поставить Константинополь. А он до сих пор (!) не определился, признать Поместный собор 1-3 ноября 1991 года (на котором была провозглашена УПЦ КП) или Харьковский собор 27 мая (на котором была провозглашена УПЦ (МП).

Как известно, еще 20 июня 2016 года Верховная Рада 245 голосами "за" приняла проект постановления об обращении к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной церкви в Украине. 15 июля 2016 года Священный синод Вселенского патриархата передал обращение ВР о предоставлении автокефалии УПЦ КП на рассмотрение Синодальной комиссии.

В ноябре прошлого года председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий на встрече с Вселенским патриархом Варфоломеем обсудил вопрос перспективы образования Единой поместной православной церкви в Украине и предоставления ей томоса об автокефалии. Ключевое тут слово – Единой, то есть, если Константинопольский патриарх примет решение, в Украине априори двух православных церквей не будет. Хотя и непонятно, как состоится, и состоится ли, такое объединение.  

По словам Евстратия Зори, "к сожалению, Константинопольский патриархат до сих пор нерешителен". "Нерешителен он потому, что Москва стоит во главе крупнейшей православной церкви в мире и на этом основании имеет большое влияние на Константинополь, давит на него, запугивая тем, что если Константинополь признает УПЦ (УПЦ КП, - ред.), тогда РПЦ спровоцирует раскол во всем православии и отделит всех своих сторонников от общения с Константинопольским патриархатом, создав собственную семью церквей".

Зоря отмечает, что на принятие решения Константинополем, могло бы повлиять то, какой статус в государстве имеет церковь Московского патриархата. "Если государство признает своим законом, что это Российская церковь в Украине, то Константинополю будет легче принять решение о том, что Украинской церкви предоставляется признание. Пока Константинополь со стороны наблюдает, чем все закончится. Как только они увидят, что ситуация окончательно в пользу УПЦ КП, они сразу же ее признают. Придут и скажут: "Мы же всегда вас поддерживали, болели за вас", - сказал 112.ua Евстратий Зоря.

По словам архиепископа Зори, в свое время дольше всех среди православных церквей Константинополь не признавал Российскую православную церковь – почти 141 год с 1448 года по 1589 год.

Петр Порошенко и Филарет Фото из открытых источников

УПЦ (МП) идею Украинской поместной церкви, в том виде, в котором ее видит УПЦ КП, разумеется, не поддерживает. Епископ Климент отмечает, что сейчас "много спекуляций по отношению к определению поместная церковь" и "очевидно, что политики под такой церковью подразумевают нечто иное, нежели это прописано в каноническом праве".

"Для Украины поместная церковь – это УПЦ (МП). Она признана всеми другими поместными церквями. Она является одной среди всех остальных. Так называемый Киевский патриархат или другие автокефальные церкви, которые зарегистрированы в Украине, нелегитимны. Они не являются поместными церквями. Вместе с тем, поместные церкви могут иметь разный статус, они могут быть автокефальными, то есть, иметь своего патриарха, могут быть автономными. То есть, не иметь своего патриарха, а сохранять духовную связь с другим патриархом (в данном случае речь идет о молитвенной связи с патриархом РПЦ Кириллом, - ред.)", - уверяет епископ Климент.

По его словам, "Украина, как независимое государство, реализовала себя лишь в ХХ веке. Этот век стал далеко не самым благополучным для церкви". "И сегодняшний статус УПЦ – это не прихоть ее епископов, а результат консенсуса в среде всего верующего народа. Чем больше верующих будут загонять в автокефалию, тем больше будет сопротивление. Это же общеизвестные законы социологии. Помню слова уже покойного Блаженнейшего митрополита Владимира: "Нынешний статус нашей церкви является оптимальным в тех условиях, в которых Украина сейчас находится", - говорит епископ Климент.

На вопрос нужен ли УПЦ (МП) свой отдельный патриарх, епископ Климент отвечает, в Украине никогда не было патриарха. На протяжении 1035 лет со времени Крещения Руси, на территории современной Украины никогда не было отдельного патриарха. И это "исторический факт, "на который влияло очень много обстоятельств".

Евстратий Зоря резко критикует УПЦ МП за нежелание иметь во главе церкви собственного Патриарха. "Это, по сути, отказ признавать субъектность украинского народа и Украины. Это фактически признание, что ни украинского народа, как отдельного народа, ни украинской государственности, как независимого государства не существует. По церковной исторической традиции, в соответствии с каноническими правилами, наличие независимого государства созданного независимым народом, значительное большинство которого исповедует православие, это основание для существования отдельной поместной, административно-независимой от других церквей Православной церкви.    

Позиции церквей расходятся и по другим чрезвычайно чувствительным вопросам. В частности, в отношении АТО.

Горячая линия фронта

УПЦ КП открыто поддерживала протестующих на Майдане. Церковь разворачивала палатки для молений, а в Трапезной церкви Михайловского собора был устроен резервный госпиталь.

"УПЦ КП поддерживала участников Революции Достоинства, а после начала отправлять гуманитарную помощь бойцам Украинской армии в зону АТО: продукты питания, амуницию, машины скорой помощи, транспорт. Святейший Патриарх Филарет дал немало телевизионных и газетных интервью, в которых четко выразил позицию УПЦ КП: "Сейчас некоторые говорят, что Церковь не должна помогать армии, но в годы Второй мировой войны Церковь также помогала. То есть, тогда можно было, а теперь нет? Свою землю нужно защищать в любое время. Если не хочешь защищать Родину – ты грешишь", - говорится в статье на сайте УПЦ КП.

1 июня 2015 года в структуре УПЦ КП был основан Синодальный отдел военного духовенства, который сотрудничает с Министерством обороны. Основным заданием Управления является обеспечение взаимодействия УПЦ КП с ВСУ, НГУ и ГПСУ для проведения душепастырской опеки. Многие священники пополняют ряды украинских военных капелланов, принимая участие в ротации и передислокациях бригад. По данным сайта церкви, в зоне проведения АТО находится около 40 капелланов УПЦ КП.  

УПЦ МП, по словам архиепископа Евстратия Зори, события на Востоке Украины называют "гражданской войной" и говорят о "мифической повстанческой армии, в которой есть верующие Московского патриархата".

Епископ Климент заявил 112.ua, что УПЦ (МП) считает: вопросы, связанные с политикой, должны решать политики. "Поскольку у нас государство этот конфликт официально не называет войной, и лишь с трибун говорит о внешней агрессии, церковь не собирается вместо политиков давать название всему, что сейчас происходит в Украине", - подчеркнул он.

На прямой вопрос, согласен ли он с тем, что на Востоке Украины происходит российская агрессия, епископ отвечает, что "поскольку в Донецке живут граждане Украины, которые не собираются покидать этот регион, нелепо назвать этих людей гражданами страны-агрессора. Очевидно, что они имеют какие-то отличные от другой части Украины политические взгляды, которые сложно скорректировать, но отказаться от этих людей мы не имеем права".

В УПЦ (МП) говорят, что во время Майдана церковь была председательствующей во Всеукраинском совете церквей религиозных организаций. "Именно УПЦ стала организатором площадок, на которых политические партии могли обсуждать пути выхода из политического кризиса. Мы не являемся политической организацией, которая поддерживает те или иные политические силы. Мы к причастию допускаем и тех верующих, которые были на Майдане и тех, которые на Майдан не ходили. Поэтому используя принципы "Богу божье кесарю кесарево", мы политическими агитациями, в отличии от других конфессий не занимаемся", - сказал епископ Климент.

Священнослужитель также подчеркнул, что УПЦ всегда поддерживает и молится за легитимную власть: "поэтому та власть, которой сегодня поручено управлять Украиной, была признана нашей церковью".

А что с прихожанами?

Позиции двух крупнейших враждующих православных конфессий на сегодняшний день таковы: в Киеве УПЦ МП контролируется знаковая Киево-Печерская Лавра. УПЦ КП - Софиевский, Владимирский, Михайловский соборы. "Это то, что им государство отдало. Нам в Киеве государство ничего не построило, то, что было наше, то и осталось. Софиевский собор был музей - отдали УПЦ КП. Богородицы Пирогощи храм на Подоле государство построило - отдало УПЦ КП. Храм Рождества Христова на Почтовой площади государство построило – тоже отдало УПЦ КП. Нет ни одного примера, когда бы государство возобновило бы какой-то храм и отдало бы УПЦ. Никогда, ни при Кравчуке, ни при Кучме, ни при Януковиче такого не было, чтобы поддержали нас. Даже Успенский собор в Лавре государство не передало церкви, а оставило за музеем", - сетует епископ Климент.

По его словам, у УПЦ (МП) 12,5 тысяч приходов, а у УПЦ КП – около 5 тысяч.

"Когда речь идет о зарегистрированных религиозных громадах – а религиозное сообщество – это заявление 10 человек в государственный орган, надлежащим образом зарегистрированное – мы не можем видеть, есть за этим парафия или нет. Или это кафедральный собор в Киеве, или парафия в селе, и вот по статистике, у МП таких громад зарегистрировано более 10 тысяч, в Киевском патриархате более 5 тысяч. И тут мы видим, что сторонников Киевского патриархата в два раза больше, а зарегистрированных парафий у МП в два раза больше, чем у КП", - парирует архиепископ Естратий Зоря.

По его словам, на протяжении последних трех лет наблюдается процесс отхода сторонников МП и рост числа сторонников КП. "И сейчас КП где-то в 2-2,5 раза имеет больше сторонников, чем церковь Московского патриархата. Так, последние данные, которые были обнародованы американской организацией Pew Research (исследование делалось в 2015-2016 гг. в Центральной и Восточной Европе, показывает, что ведущим первым иерархом предстоятеля Московского патриархата считают 17% православных, а национального Украинского патриарха – 46%. И такие же данные по социологии дает Центр Разумкова, "Демократические инициативы". Они немного отличаются друг от друга, но в целом общая картина такая – Киевский патриархат имеет от 40 до 50% поддержки, Московский патриархат – 20% и меньше", - уверяет архиепископ Зоря.

Генеральное сражение

Разумеется, что в Украине есть электорат, которому сознательно близко отношение его конфессии к событиям в Украине. Но немало людей даже не знают о позициях церквей, а среди них есть и такие, которые вообще не в курсе тонкостей "православного раскола" и отличий между УПЦ КП и УПЦ МП. Более того, многие вообще не ставят в один ряд церковь и ее позицию в отношении государственных и политических вопросов. В церковь приходят крестить детей, венчаться, отпевать усопших, по большим праздникам, поставить свечку, когда на душе плохо. Многие приходят к конкретному священнику, который вызывает доверие, не глядя на табличку у входа УПЦ КП или УПЦ МП. Таким образом, люди часто "голосуют" не за конфессию, а за конкретную церковь "ногами".

По этой причине и одна и вторая конфессия в значительной степени ограничены в инструментах перетягивания на свою сторону прихожан, а соответственно создания прецедентов для изменения юридической подчиненности культовых сооружений той или иной конфессии.

В этом свете, нормы законопроекта №4128 "О свободе совести и религиозных организациях (в отношении изменения религиозными громадами подчинения)", предусматривающего изменение юрисдикции общины, в случае если такое решение одобрено большинством в громаде, выглядят как такие, которые могли бы помочь одной из конфессий выиграть переломное сражение.

По словам Зори, "было бы абсолютно логично, если бы две Церкви договорились об определенном алгоритме того, как громады могут самоопределяться" в отношении принадлежности к конфессии. "Например, если более 50% громады проголосует, или 60% или 70%, две трети или три четверти, это предмет договоренностей. Но если большинство хочет выйти, тогда та сторона, которая даже недовольна она воспринимает волю своих парафиян. А тому меньшинству, которое останется, ему гарантируются права, например, если храм является предметом спора, предоставляется возможность поочередного богослужения. Либо предоставляется местной властью какое-то другое помещение, где они могли бы совершать молитвы", - говорит архиепископ Зоря.

Он отмечает, что УПЦ КП неоднократно на протяжении последних трех лет предлагало УПЦ МП разработать такой взаимоприемлемый механизм действий, поскольку "процесс может быть как в одну, так и в другую сторону". Но, по его словам, МП категорически отказывается и даже слышать не хочет о переговорах: "МП все делает для того, чтобы было так – если кто-то хочет выйти, пожалуйста, выходите, но в индивидуальном порядке. А храм, имущество - все это остается за Московским патриархатом".

"В этом случае мы видим третий, возможно, единственный в этой ситуации вариант, чтобы само государство в законе определило, что громада может подчиняться религиозным центрам и менять центр подчинения, разъяснило, каким образом, в соответствии с этой нормой, происходит изменение подчинения. И мы считаем, что этот законопроект (№4128) должен быть принят. Тот вариант законопроекта, который был проголосован комитетом Верховной Рады, он был подготовлен после консультаций, в том числе и с нами, и с другими конфессиями. Мы высказывали пожелания, указывали на недоработки. Я лично был на комитете, когда законопроект ставили на голосование", - рассказал Евстратий Зоря.

По словам Зори, громады которые хотят выйти, опираются сегодня на статью 8 Закона о свободе совести, в котором прописано, что каждая религиозная громада может свободно выбирать подчинение действующим в Украине и за рубежом религиозным центрам. Однако механизм, то, как это делать, нигде и никак не прописан.

В УПЦ МП действительно даже слышать не хотят о диалоге, позволяющем изменять юрисдикцию. Впрочем, если бы они на него пошли, то это автоматически означало бы, что они признают УПЦ КП как легитимную православную церковь и отказываются от всех своих предыдущих заявлений в адрес "церковных сепаратистов".

Поэтому в УПЦ МП, которой в данном случае выгодно сохранение статуса-кво, выступают категорически против такой нормы, а соответственно и законопроекта. Аргументируют, что подобная норма, введенная на законодательном уровне, приведет к "массовым рейдерским захватам храмов", под "рейдерами" очевидно имеют в виду УПЦ КП.

"Если законопроект (не только данный, а имеется в виду норма, разрешающая изменение юрисдикции храма решением громады – ред.) будет принят, это станет предпосылкой для создания конфликтных очагов в различных населенных пунктах, где есть храм и прихожане, которые не хотят менять никакой юрисдикции. Хочу заметить, что тернопольская организация "Правого сектора" в открытую занимается подобным произволом и даже широко рекламирует свою деятельность. Не раз были случаи, когда верующим пускали через окна перцовый газ, применяли к ним меры физического и морального воздействия и в результате этого проводили сборы села и постановляли, что церковь переходит в Киевский патриархат. Затем верующих выгоняли из храма, а само здание опечатывали. При этом полиция, как правило, стоит в стороне и созерцает это все. Но есть одно "но!". Все эти захваты храмов на сегодняшний день абсолютно противозаконны, и суды отменяют даже постановления главы Тернопольской ОГА, который такие рейдерские захваты узаконивает своими постановлениями. Но даже если община проиграет суд в Украине, она имеет все шансы отстоять свои права в Европейском суде. А законопроект №4128 может узаконить это беззаконие", - объяснил позицию УПЦ МП епископ Климент.

В последнее время, действительно то в одном, то в другом населенном пункте вспыхивают конфликты между прихожанами УПЦ (МП) и УПЦ КП.

Как сообщалось, в селе Кинаховцы Збаражского района Тернопольской области произошли столкновения между представителями Московского и Киевского патриархатов. Представители религиозной общины Киевского патриархата пришли к сельскому храму и, предъявив устав о перерегистрации общины, пытались войти внутрь для богослужения. По их словам, предыдущий староста отказался предоставлять ключи от дверей церкви, поэтому они взломали замок. На входе преградой стал священник Московского патриархата. Его оттеснили.

В полиции уточнили, что потасовки конфликтующих сторон произошли, в частности, 15 мая, а в полицию обратился настоятель церкви Святых апостолов Петра и Павла, которая расположена в с. Кинаховцы, и сообщил о том, что "прихожане православной церкви Киевского патриархата повредили его одежду, сломали замки входных дверей и проникли в церковь". Сообщалось, что представители УПЦ КП опечатали храм. Чтобы предотвратить столкновения, ночью культовое сооружение охраняют сотрудники полиции.

Конфликты между верующими УПЦ МП и сторонниками УПЦ КП и представителями "Правого сектора" происходили и в селе Птичья Ровенской области. Там верующие хотели провести богослужение в храме после выигранного суда, который подтвердил их право собственности на него, но "Правый сектор" препятствовал этому и выдвинул ультиматум: если верующие в течение часа не покинут территорию храма, они начнут захватывать храмы УПЦ по всему Дубенскому району Ровенской области.

В селе Птичья "Правый сектор" заявил о том, что настаивает на поочередных богослужениях священниками Киевского и Московского патриархатов.

Правоохранители разнимали верующих во время конфликта в селе Птичья Фото из открытых источников

Напряженные отношения между УПЦ МП и КП и в Глухове. Мэр города Мишель Терещенко обвинял УПЦ МП в блокировании попыток "выделить участок земли под строительство новой церкви Киевского патриархата". По его словам, три храма города Трех-Анастасиевский кафедральный собор (1893 года постройки), Спасо-Преображенская церковь (1765) и Николаевская церковь (1693) используются для служб исключительно священниками УПЦ МП. Священник Киевского патриархата отец Степан из Конотопа, приезжает в Глухов только по воскресеньям и проводит службы в здании Института лубяных культур (там также расположен офис компании Терещенко).

"По нашим подсчетам, конфликты сегодня происходят в примерно 40 храмах УПЦ. Департамент по делам религии называет цифру в два раза больше, но нам непонятно, откуда они ее взяли. Все эти данные утаиваются, реальная религиозная статистика замалчивается. Из этих 40 храмов только 8 согласились добровольно сменить конфессию. Остальные - категорически против, чтобы в отношении к ним применялись рейдерские действия. Я хочу обратить внимание вот еще на что: поскольку у УПЦ более 12 тысяч приходов, то конечно, эти 40 храмов на статистику существенно не влияют. Но это судьбы людей, судьбы верующих граждан Украины", - говорит епископ Климент.

У второго законопроекта (№4128) очевидно гораздо меньше шансов стать переломным в борьбе конфессий, в случае принятия.

По словам соавтора законопроекта, нардепа Олега Петренко, норма законопроекта, которая предполагает необходимость согласовывать кандидатуры священников с Министерством культуры, позволит проверять кандидатуры по базу СБУ. "Это не будет происходить по принципу "нравится - не нравится". Это будет происходить с помощью той же СБУ, которая не справляется со своей работой, но у нее есть база данных. И если в отношении того или иного человека замечаний нет, если он не был замечен в антиукраинской деятельности, никаких возражений со стороны государства не будет. Но в условиях российской агрессии на такие должности не должны назначаться откровенные сепаратисты", - говорит Петренко.

Он отмечает, что это "временный законопроект, исключительно на время агрессии России".

По словам архиепископа Евстратия Зори, эта норма вводилась в законопроекте, чтобы государство при назначении тех или других высокопоставленных иерархов имело право отвода определенных кандидатур: "Речь не идет о том, что государство будет указывать, кого выбирать на ту или иную церковную должность, а том, что государство должно иметь право, если у него есть информация про прокремлевскую, пророссийскую деятельность определенного иерарха, давать отвод этой кандидатуре, чтобы выбрали другого иерарха, к которому нет замечания. Чтобы это давало? А давало бы то, что в структуре УПЦ МП больше бы уважали украинскую государственность, как таковую и перестали бы ждать прихода "освободителей".  

В то же время, в УПЦ (МП) опасаются, что с помощью это нормы чиновники будут искусственно тормозить назначение священнослужителей.

"Мы, зная одиозность некоторых чиновников, особенно в некоторых регионах, совершенно четко понимаем, что эта норма будет использоваться для того, чтобы вообще не было священников и епископов в определенных регионах Украины. И это тоже мы проходили и при Сталине и при Хрущеве. Скорее всего, будут создаваться какие-то искусственные причины, чтобы не назначать священников и епископов. Но если их не будет, не будет и церкви. Если нет еспископа – не будет и священников, если нет священников – то храмы остаются без богослужения. В Советское время такие храмы закрывали", - сказал епископ Климент.

Но есть одно серьезное "но". Даже если документ будет одобрен ВР, придется на юридическом уровне доказывать, что "руководящий центр" УПЦ, которая (УПЦ МП) действительно находится в стране-агрессоре, в РФ и на эту церковь должны распространяться его нормы.

"УПЦ с 1991 года не имеет юридической связи с РПЦ. Она абсолютно независима в своем управлении и в своей субординации. Ее религиозный центр не в Москве, а в Украине. На избрание главы УПЦ не влияет ни московский патриарх, никто иной из РПЦ. На административное устройство УПЦ, финансово-хозяйственную деятельность не влияет никто, кроме предстоятеля (главы) УПЦ и Собора ее епископов. Вместе с тем, с Московской патриархией УПЦ имеет духовную связь. То есть, у нас есть молитвенное общение, мы сообща решаем духовные вопросы, связанные с теми вызовами, которые стоят сегодня перед религией в мире: понимание церковных канонов, распространение христианского вероучения", - подчеркнул епископ Климент.

Евстратий Зоря раскритиковал это утверждение и заявил, что УПЦ МП – филиал Российской православной церкви (РПЦ). "Заявления УПЦ МП о духовной связи с патриархом Кириллом - "откровенная ложь и это так же, как Путин говорит, что на Донбассе нет российских войск". Московскому патриарху они подчиняются как часть Церкви. Это записано в уставе УПЦ и РПЦ – это филиал РПЦ. Как такова, УПЦ подчиняется решениям российских соборов архиерейских и поместных, делегирует своих представителей на эти соборы. Митрополита Онуфрия (предстоятель, глава УПЦ МП) и еще одного архиерея приглашают к работе в Синоде РПЦ. Вы можете себе представить, что такое Синод? Это как в государстве Кабмин. И представьте, чтобы от Украины сейчас были деятели в ранге министра, которые были бы делегированы в Кабмин РФ", - возмутился архиепископ Зоря.

В свою очередь, епископ Климент сомневается в том, что суды в Украине будут объективными при рассмотрении вопроса в отношении независимости УПЦ от РПЦ "все мы знаем, какой уровень правовой защиты в Украине..." "говорить, что у нас в стране действует закон…", "Мне кажется, что у нас некоторые политики и так называемые активисты в балаклавах пытаются приучить украинцев к новой конституции: у кого в руках автомат - у того и закон".

* * *

Когда "церковные законы" могут вновь появиться в повестке дня Верховной рады, пока неясно, но очевидно, что до тех пор, пока не будут урегулированы противоречия в церковной жизни, которые они обнажили, попытки сделать это на законодательном уровне будут предприниматься снова и снова. В парламенте уже зарегистрирован и третий законопроект, который очевидно касается УПЦ МП. Он еще не выносился на рассмотрение профильного комитета. В нем говорится о введении обязательного требования для религиозной организации, которая имеет центр в стране агрессоре, в своем полном юридическом названии отображать название своего руководящего религиозного центра, чтобы "никого не вводить в заблуждение".  

Но главный вопрос при этом остается – станет ли реализация подобных законодательных инициатив причиной гражданских конфликтов и кровопролития?

Опрошенные 112.ua авторы вынесенных в повестку Рады документов уверены, что такие опасения безосновательны. Впрочем, и они соглашаются, что большинство простых людей, в том числе и тех, которые протестовали против законопроектов под Верховной Радой, их даже не читали. Но мало того, многие из них не в состоянии аргументированно объяснить, почему защищают УПЦ МП, а не УПЦ КП. Корреспондент 112.ua был свидетелем сцены, когда пожилая участница протеста крестилась на памятник Ватутину в Мариинском парке, приговаривая "что же они делают батюшка, бесстыдники, ты же тоже землю нашу святую защищал" (накануне неизвестные облили памятник краской).

Да, что там простые люди. В день, когда законопроекты были вынесены в зал, многие депутаты затруднялись четко сформировать свою позицию.

Елена Голубева  

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...