Вредные добавки и аллергены - показать: Что изменит принятие новых требований к маркировке пищевых продуктов?

В Украине вступил в силу закон, выполнение норм которого должно буквально совершить революцию в сфере информирования потребителей о качестве и составе пищевой продукции. Нормами документа предусмотрено право потребителя получать полную информацию не только о весе приобретаемых, к примеру, замороженных креветок, но и о весе льда в пакете, количестве рассола в банках с сельдью, наличия в составе приобретаемой пищевой продукции аллергенов, ГМО, вредных добавок, консервантов. Причем информировать потребителя должны не только магазины, но и учреждения HoReCa, операторы интернет-торговли. Все это призвано помочь потребителю выбирать более качественные продукты питания. Но! Радоваться преждевременно: как и в случае со многими хорошими законодательными инициативами, реализуемыми в Украине, в случае с этим законом тоже есть серьезное НО! В ближайшие три года, пока будет действовать переходной период, предприниматели будут соблюдать нормы закона добровольно, а контролирующие органы не могут их наказывать.

Вредные добавки и аллергены - показать: Что изменит принятие новых требований к маркировке пищевых продуктов?
Фото из открытых источников

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В Украине вступил в силу закон, выполнение норм которого должно буквально совершить революцию в сфере информирования потребителей о качестве и составе пищевой продукции. Нормами документа предусмотрено право потребителя получать полную информацию не только о весе приобретаемых, к примеру, замороженных креветок, но и о весе льда в пакете, количестве рассола в банках с сельдью, наличия в составе приобретаемой пищевой продукции аллергенов, ГМО, вредных добавок, консервантов. Причем информировать потребителя должны не только магазины, но и учреждения HoReCa, операторы интернет-торговли. Все это призвано помочь потребителю выбирать более качественные продукты питания. Но! Радоваться преждевременно: как и в случае со многими хорошими законодательными инициативами, реализуемыми в Украине, в случае с этим законом тоже есть серьезное НО! В ближайшие три года, пока будет действовать переходной период, предприниматели будут соблюдать нормы закона добровольно, а контролирующие органы не могут их наказывать.

7 июля в Украине вступил в силу закон о "Об информации для потребителей в отношении пищевых продуктов". Он был принят с целью приведения украинского законодательства в соответствие с положениями Регламента ЕС № 1169/2011 от 25 октября 2011 года, сообщили 112.ua в пресс-службе Госпродпотребслужбы. "Вступление в силу закона было отсрочено на шесть месяцев, в связи с международными правилами, которые требуют, чтобы подзаконные акты, которые содержат требования к сфере экспортно-импортных операций, были отсрочены на этот срок", - уточнил глава Общественного совета при Госпродпотребслужбе Украины Виталий Башинский. 

Какими нормами до сих пор определялись правила к маркировке продуктов?

До принятия нового законопроекта требования к маркировке (нанесению информации, важной для потребителя и часто влияющей на его решение о покупке, на упаковку пищевых продуктов) определялись положениями Приказа Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28 октября 2010 года №487 "Об утверждении технического регламента в отношении правил маркировки пищевой продукции". Также действовал Государственный стандарт "Продукты пищевые. Общие правила". Однако, согласно украинскому законодательству, соблюдение стандартов нынче не является обязательным. Требования этих документов не удовлетворяли современные потребности в защите потребителя, обеспечении его полной информацией в отношении пищевого продукта для возможности сделать сознательный выбор, говорится в тексте доклада Госпродпотребслужбы на V Международной конференции по органическому растениеводству.

Хотели шашлык – придется крутить котлеты

Новый закон устанавливает обязательство предоставлять потребителю информацию о том, подвергался ли пищевой продукт размораживанию (дефростации). Это делает невозможным продажу размороженного мяса под видом охлажденного без указания слова "размороженный". "При разморозке продукта, в частности мяса, меняются химические качества, солевой баланс, PH, что влияет на органолептические (вкусовые) качества", - сказал 112.ua заместитель начальника Госпродпотребслужбы Киева Александр Овчаренко.

Новости по теме

По его словам, известно, что для приготовления вкусных шашлыков подходит только охлажденное, свежее мясо. Также только оно может использоваться для кулинарных изделий с высокими вкусовыми качествами. Размороженное мясо можно использовать для котлет, тушенки, то есть продуктов, в которых недостатки вкусовых качеств могут быть восполнены другими ингредиентами, специями.

Учитывая, что часто мясо на витрины "готовят": спринцуют водой, размещают в теплом освещении, выгодно подчеркивающем его цвет, купивший его неопытный человек может пострадать: купить вместо охлажденного размороженное. Таким образом, вместо сочных шашлыков, на которые рассчитывал, потребитель будет вынужден готовить котлеты.

Новая норма сделает невозможной продажу размороженного мяса по цене охлажденного, чем сейчас нередко грешат розничные сети. Это также актуально и в отношении рыбы. Профессор кафедры товароведения, управления безопасностью и качеством Киевского национального торгово-экономического университета Елена Сидоренко в блоге для 112.ua "Опасные деликатесы: На что стоит обязательно обращать внимание, покупая рыбу в Украине" отмечала, что "очень часто в торговых сетях по цене охлажденной предлагают размороженную рыбу. Хек, скумбрия, лосось, скорее всего, никак не могли быть ввезенными в Украину в охлажденном виде, и хорошо, если они разморожены только один раз, а не больше". По словам професора, продается размороженная рыба по цене охлажденной: в два раза выше замороженной.

Новое правило окажет влияние и на срок, в течение которого продукт разрешен к реализации, подчеркивают эксперты. "Если есть обозначение, что продукт был разморожен, он не может быть заморожен вновь. То есть срок его реализации сокращается до одного дня, в течение которого продукт должен быть реализован", - говорит Башинский. В частности, такое требование очень актуально в отношении крабовых палочек: рыбный фарш (сурими), используемый для их приготовления, является идеальной средой для размножения микроорганизмов. В случае повторной заморозки они не погибают, отметил Александр Овчаренко.

Нет молочного жира – нет изображения кувшина с молоком на этикетке

Нормами нового законопроекта запрещается описание или графическое изображение компонентов или ингредиентов, если на самом деле они в составе продукта отсутствуют или заменены на другие, сообщили 112.ua в пресс-службе Госпродпотребслужбы. В качестве примера, как эта норма может быть воплощена на практике, Виталий Башинский говорит о продуктах, в которых молочный жир заменен растительными жирами (как неоднократно сообщал 112.ua, это настоящий бич таких продуктов, как масло, сметана, мороженое, твердый сыр). "Если мы говорим о продукте с замененным молочным жиром, а на упаковке нарисован кувшин с молоком, то это будет рассматриваться как обман потребителя. Это нужно, чтобы человек подсознательно не считал продукт, изготовленный из заменителей, относящимся к компонентам, с которыми у него возникают ассоциации через визуальный образ на упаковке. То же касается мясных продуктов: если колбаса изготовлена из свиной кожи или куриного мяса, на упаковке нельзя будет изображать аппетитного поросенка", - подчеркнул глава Общественного совета при Госпродпотребслужбе.

Платить за креветки, а не за лед, за сельдь, а не за рассол

Нормы нового законопроекта обязывают производителей отдельно указывать вес продукта, а отдельно – вес ледяной глазури. Если пищевой продукт находится в жидкой среде (маринованные овощи в рассоле, сельдь в банке, рыбные и мясные консервы), должна указываться масса продукта без учета массы жидкости, что особенно актуально при покупке продукта в жестяной герметичной банке, в которой его не видно.

"Требования насчет ледяной глазури особенно актуальны в отношении таких продуктов, как креветки, рыба. Потребитель имеет право знать, сколько он платит за воду, а сколько непосредственно за продукт. Посчитав цену льда и цену продукта, он будет решать, за продукцию какого производителя проголосовать рублем. Сейчас информация указывается просто за килограмм продукции. Нередки случаи, когда человек платит несколько сотен гривен за пакет с изображением королевских креветок, а придя домой, обнаруживает, что приобрел пакет льда, а не деликатес", - говорит Александр Овчаренко. Причем до последнего времени законных оснований привлечь к ответственности за это товаропроизводителей не было.

Заместитель главы Госпродпотребслужбы Киева отметил, что подобная норма – хороший пример достижения результатов в сфере качества и безопасности продукции не штрафами и наказаниями, а созданием соответствующих условий: до последнего времени ситуация была такой, что даже если товаропроизводителю и выписывали штраф – это было несколько десятков тысяч гривен, тогда как прибыль от воды на креветке исчислялась сотнями тысяч гривен. "Если будет действовать требование указывать массу продукта на упаковке, то смысл недобросовестным производителям увеличивать массу льда попросту отпадет", - уверен Овчаренко.

С другой стороны, требование соблюдать эту норму немного усложнит жизнь производителям – они будут вынуждены внести изменения в технологические процессы, считает Башинский: "Но так как проверить соблюдение этого требования проще всего, после завершения переходного периода (через три года), думаю, именно с контроля за ее соблюдением начнут контролирующие органы".

Инъекции воды для увеличения веса ветчины окажутся вне закона

Нормами законопроекта предусматривается, что если в мясные продукты и мясные полуфабрикаты в форме порционного мяса, туш добавлялась вода в объеме более 5% массы готового продукта, эта информация должна указываться при маркировке продукции. Как известно, в изготовлении ветчинных изделий, также как и в случае с вареными колбасами, нередко используются добавки на основе фосфатов (придают мыльную структуру стиральным порошкам, обладают канцерогенным действием). Они придают изделию товарную влажность, а кроме того, "раздувают" его вес. Комбинация фосфата, нитрита натрия и аскорбиновой кислоты позволяет продлить сроки хранения, придать приятный вид и интенсивный цвет, писала в блоге "Запах мяса: Как не ошибиться с выбором мясоколбасных изделий на праздничный стол" для 112.ua Елена Сидоренко. Она отмечала, что фосфаты очень негативно влияют как на организм в целом, особенно на почки, иммунную систему, обмен веществ. Кроме того, нередки случаи, когда производители замороженной рыбы используют растворы полифосфатов для накачивания продукта и увеличения его массы – эти вещества помогают не допустить потерь влаги при разморозке.

Увидев указание в маркировке о том, что в продукции воды более 5%, потребитель будет иметь основания подозревать, что продукт наколот. Сокрытие этого факта будет служить основанием для претензий со стороны контролирующих органов. "Если мы посмотрим требования европейского законодательства в отношении добавленной воды, то они коррелируют со способами охлаждения продукта. Если продукт охлаждался воздушным путем, то там вода не может быть более 1%, а если в водяной ванной – не более 4%. Более 5% свидетельствуют о том, что продукт был инжектирован (наколот)", - сказал Башинский.

Помимо прочего, нормы закона обязывают товаропроизводителей указывать "сформирован из кусков мяса" или "сформирован из кусков рыбы" в случае изготовления пищевых продуктов из раздельных кусков, соединенных другими ингредиентами, – если продукт производит впечатление целого куска мяса или рыбы. Это особенно актуально с учетом того, что в Украине ветчина, балык, "шинка" часто продаются в виде продукции, составленной из разных кусков мяса, говорилось в блоге Сидоренко. Она отмечала, что, как правило, такие продукты выдает мраморный вид, и советовала предпочесть изделие из однородного сырья. "В частности, балык, в соответствии с требованиями, может быть исключительно мясом одного вида", - отмечала профессор.

Содержание аллергенов будет указываться и в меню ресторанов

Наличие продуктов, которые могут вызвать пищевую аллергию (в частности злаки с растительными белками, ракообразные, яйца, рыба, арахис, орехи, соевые бобы, молоко и молочные продукты, сельдерей, горчица, кунжут, люпин, моллюски) сейчас указываются только на упаковке продукции, которая продается в магазинах. Согласно нормам нового закона, об их наличии будут обязаны информировать потребителя и заведения HoReCa (рестораны/бары). "Те из нас, кто имел возможность путешествовать за рубежом, наблюдали разницу между отечественными и иностранными меню. В заведениях европейских стран, кроме привычных названий, веса, состава и цены продукта, содержатся обозначения в отношении веществ и продуктов, которые могут вызвать аллергию или непереносимость. Теперь такое требование содержит и отечественное законодательство. И это существенный прорыв и очевидное уважение потребителя, каждого из нас", - сообщили 112.ua в пресс-службе Госпродпотребслужбы.  

Украинский центр европейской политики

Впрочем, практический эффект от нововведения во многом будет зависеть от сознательности самих потребителей, отмечает Александр Овчаренко: "Этот закон – не только зона ответственности товаропроизводителя и контролирующего органа. Он также требует сознательного подхода со стороны потребителя, дополнительных знаний у него. Законом только вводятся требования, согласно которым потребитель будет полноценно проинформирован, но решение, осуществлять или нет покупку, остается за ним. Так же и в случае с обязательным указанием аллергенов – потребитель сам должен обследоваться в медицинском учреждении и знать, какие из компонентов могут причинить ему вред, а какие нет". 

Украинский центр европейской политики

Нужно указывать не только отсутствие ГМО, но и наличие

Согласно нормам документа, при наличии в пищевом продукте генетически модифицированных организмов, часть которых превышает 0,9% в любом из ингредиентов продукта, его следует маркировать значком "с ГМО". "В соответствии с действовавшими до последнего времени требованиями, никто из товаропроизводителей не ставил на упаковке продукта значок "с ГМО". Отмечали только его отсутствие – "без ГМО". Если же при лабораторном исследовании оно все же обнаруживается, даже в незначительном количестве, это, безусловно, было нарушением", - говорит Овчаренко.

Безусловно, это требование делает более прозрачным механизм нанесения значка о наличии либо отсутствии ГМО, отметил Башинский.

Нельзя будет подменить фермерское мясо на импортное

Нормами закона предусматриваются требования для свежей, охлажденной или замороженной свинины, баранины или козлятины, для мяса съедобных субпродуктов домашней птицы – обязательно указывать страну происхождения и место происхождения, что сделает невозможным подмену фермерского мяса на импортное. То есть если предприятие в Украине импортировало определенное количество мяса, а затем осуществило его фасовку, то в маркировке будет указываться не только название украинского оператора рынка и адрес его мощностей, но и страна происхождения непосредственно мяса. Требование будет распространяться и на продукцию, продающуюся на интернет-площадках. 

Помимо прочего, нормами закона вводится определение "рубленое мясо", а также приводятся требования к процентному содержанию жира, соотношению белков и коллагена. "Это позволит потребителю иметь более полную информацию о покупаемом мясе, особенно в упаковке: критически оценив информацию в маркировке, он будет понимать, приобретает ли мышечную ткань, или же кости с жиром", - пояснил Александр Овчаренко. 

Станет ясно, когда продукт становится опасным

Нормами нового закона упорядочивается подход к указанию сроков хранения. Закон вводит понятия "минимальный срок хранения пищевого продукта" и дата, до которой он может быть употреблен – "употребить до". "Минимальный срок хранения пищевого продукта – это дата, до которой характеристики пищевого продукта остаются неизменными. Дата "употребить до" – это граничный срок (календарная дата), после которого употребление пищевого продукта в связи с микробиологическими качествами может быть опасно для здоровья человека", - пояснили 112.ua в пресс-службе Госпродпотребслужбы, сказав, что основная идея заключается в том, что скоропортящиеся продукты и наиболее опасные с точки зрения микробиологии продукты (сырое или охлажденное мясо, сырая рыба, яйца) на следующий день после даты "употребить до" могут представлять опасность. "После окончания даты "лучше употребить до" и после "употребить до…" пищевые продукты не должны находиться в реализации", - сообщили в пресс-службе Госпродпотребслужбы.  

"Это требование чрезвычайно актуально, так как согласно правилам, действовавшим до последнего времени, нигде четко не прописывалось, что продукт с завершенным сроком реализации является небезопасным. Это создавало следующий прецедент: даже если инспектор Госпродпотребслужбы обнаруживал в продаже продукт с просроченным сроком годности, он не мог выписать штраф. Для этого следовало обратиться в суд, в котором адвокат ответчика требовал экспертизу и доказательства того, что товар на самом деле представляет опасность для здоровья человека. Как правило, на этом все и заканчивалось", - рассказал Овчаренко. По его словам, после вступления нормы в силу у инспектора будут все основания на месте выписать штраф за реализацию небезопасной продукции, а всю партию товара отправить на утилизацию. 

Заместитель главы Госпродпотребслужбы Киева также отметил, что до последнего времени не было четких требований и товаропроизводители указывали сроки реализации продукции по своему усмотрению. Одни писали – употребить до, другие – в течение определенного количества дней с даты употребления, но единые и четкие требования были введены только нормами нового закона. За реализацию небезопасной продукции юридические лица могут быть оштрафованы на тридцать минимальных заработных плат (125 190 грн), физические на двадцать (83 460 грн).

Худеющие будут четко знать объем калорий

В новом законопроекте большое внимание уделено принципам указания энергетической ценности продуктов. Документом вводится требование указывать на упаковке продукта не только энергетическую ценность, но и содержание жиров, насыщенных жиров, углеводов, сахара, белков и соли, что особенно актуально для людей, сидящих на лечебной диете либо же контролирующих вес.

"В новом законе четко указаны основные принципы и подходы к вычислению энергетической ценности и нанесению этой информации на упаковку пищевой продукции. В правилах, действовавших до сих пор, было указано только одно требование: информировать потребителя об энергетической ценности. В новом документе четко описаны механизм и подходы, с помощью которых товаропроизводитель должен рассчитывать этот показатель и наносить на маркировку", - сказал Башинский.

"Это первая единая методика, утвержденная на уровне закона", - соглашается Овчаренко. По его словам, до сих пор в стране использовалось много разных методик определения энергетической ценности продукта, но единой, утвержденной на законодательном уровне, не было.

Украинский центр европейской политики

Информация о составе продукта станет заметнее

Согласно нормам нового законопроекта, высота малых букв на упаковке продукта должна быть равна или превышать 1,2 мм (до сих пор – 0,8 мм). Только если площадь упаковки меньше 80 кв. см, высота малых букв может быть меньше 0,9 мм.

Как отмечала в блогах для 112.ua профессор Елена Сидоренко, нанесение маркировки мелким шрифтом создавало проблемы потребителям при выборе колбас, на упаковку которых информация наносилась мелким шрифтом. В блоге "Молочная пенка на фосфатах: Почему не стоит покупать кофе в стиках" профессор писала, что мелкий шрифт представляет проблему в случае с кофе, который продается в красочных стиках и часто содержит фосфаты (Е-451, Е-340). Они отвечают за имитацию в чашке пенки, но являются аналогами веществ, которые используются в стиральных порошках. Заменителями сливок в таких стиках являются гидрогенизированные жиры – известные канцерогены. "Избыток фосфатов в организме снижает его способность усваивать кальций, что приводит к дисфункции почек и развитию остеопороза. Кроме того, для детей это чревато нервозным, раздраженным состоянием", - предупреждала Сидоренко.

Мелкий шрифт на упаковке – известный бич, делающий плохо заметным состав глазированных сырков – многокомпонентных смесей с содержанием гидрогенизированного и тропических жиров, также порционных сливок для кофе, которые часто изготавливаются на основе растительного жира и не содержат следов молока. Помимо прочего, в порционных сливках очень много разных добавок, в том числе есть фосфаты, имитирующие пенку и придающие эмульсии стабильность, предупреждала Сидоренко. В продукции нередко содержатся искусственные консерванты, ароматизаторы.

Из-за мелкого шрифта, который используется сейчас в маркировке молочных бисквитов и тех же разнообразных "зверушек" известных брендов, родители часто с доверием покупают их детям. Производители не указывают, какие именно растительные масла использовались в составе. Таким образом, нельзя исключать, что речь идет о гидрогенизированных жирах, которые, как неоднократно говорилось, провоцируют сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, писала Сидоренко в блоге "Опасные "добрые зверушки": Какие вкусности лучше не позволять есть детям". К слову, согласно требованиям нового закона, названия компонентов производителям придется расшифровывать и детализировать. Безусловно, требование об увеличении размера шрифта на упаковке продуктов приведет к позитивным изменениям, поможет потребителю быть лучше информированным о составе выбранного продукта, уверен Башинский. 

Будут указывать наличие алкоголя в кефире и квасе

Согласно новым требованиям, товаропроизводители должны будут указывать фактическое содержание спирта в напитках, в которых содержание этилового спирта превышает 1,2% объемных единиц. Такими напитками могут оказаться даже квас и обычный кефир. Возможно, кого-то это остановит от покупки продукта детям или человеку с сосудистыми заболеваниями, а кого-то убережет от опасности быть обвиненным в вождении в нетрезвом состоянии безосновательно. 

Опасность съесть сосиску с целлофановой оболочкой исключается

Новые правила содержат требование указывать в колбасах и сосисках содержание несъедобных оболочек. "До сих пор в Украине использовалось три вида упаковки колбас: полиэтиленовая пленка, полуискусственная белкозиновая оболочка и природная оболочка из кишок продуктивных животных. В маркировке это не отображалось, потому что визуально полиэтиленовую оболочку легко было отличить от натуральной. Но нынче технологии пошли вперед и сейчас в некоторых колбасах используется полиэтилен, который по виду практически не отличим от натуральной оболочки. Есть опасность, что человек откусит немного с пленкой. Поэтому появился этот пункт", - пояснил Виталий Башинский. По его словам, правилами, действующими до сих пор, этот момент урегулирован не был.

"Это логичное требование. Если речь об оболочке, которая может быть переварена в кишечном тракте человека, это нужно будет указать. Если же речь об оболочке, которая не переваривается, то потребитель также должен быть информирован об этом. Употребление в пищу несъедобной оболочки серьезного вреда может и не принести, но и пользы от этого также не будет. Если же у человека серьезное заболевание – язва желудка или двенадцатиперстной кишки, риск угрозы для здоровья есть", - сказал Александр Овчаренко.  

Как будут наказывать за несоблюдение правил маркировки?

В статье 30 нового закона четко обозначена ответственность операторов рынка пищевой продукции за нарушение законодательства в отношении предоставления потребителям информации о продукте. В ней в частности говорится, что операторы рынка, которые виноваты в нарушении требований закона, будут нести ответственность, согласно Закону "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных". "Наличие этой статьи – серьезная особенность документа. Ответственность операторов рынка не была описана в действовавшем до сих пор регламенте, в нем содержались отсылки к нормативным документам, которые устанавливали правила государственного контроля", - отметил Башинский.

Предусматривается, что за неточную, недостоверную информацию о продукте оператор рынка (юридическое лицо) может быть оштрафован на 15 минимальных зарплат, что эквивалентно сумме 62,6 тыс. грн. На предпринимателей-физлиц может быть наложен штраф в размере 10 минимальных зарплат (41,7 тыс. грн). За реализацию пищевых продуктов, маркировка которых не соответствует законодательству, если это создает угрозу для жизни или здоровья человека, накладывается штраф в размере 30 минимальных зарплат (125 190 грн) на юридических лиц и 20 минимальных зарплат (83 460 грн) – на физических. За изменение информации оператором рынка (например, поверх информации, которая была предоставлена товаропроизводителем о сроках реализации продукции, наклеен стикер с иным, более поздним сроком реализации) предусмотрен штраф в размере 15 минимальных зарплат (62 595 грн) для юридических лиц и 10 минимальных зарплат (41 730 грн) для физических.

Украинский центр европейской политики

Украинский центр европейской политики

Штраф, система наказаний не настолько эффективны в сфере контроля за качеством продукции, как принятие законодательных норм, которые должны быть прописаны так, чтобы порядочному бизнесу самому было невыгодно прибегать к каким-либо лазейкам, ухищрениям, подчеркнул Александр Овчаренко. В качестве примера он привел частную организацию, которая проводит сертификацию в Великобритании. Те, кто прошел ее аудит, – получают значок "Красный трактор", который могут использовать в маркировке своей продукции. Не получив этот значок для своей продукции, невозможно зайти ни в одну серьезную торговую сеть. С получением значка товаропроизводитель получает индульгенцию от государственных проверок минимум на 10 лет. Организация проводит аудиты очень серьезно и глубоко, за свое решение она несет серьезные имиджевые риски. По данным Википедии, Red Tractor является крупнейшей программой обеспечения продовольствия в Великобритании. Знак является подтверждением того, что продукты прослеживаются, безопасны для употребления и произведены ответственно. Стандарты Red Tractor охватывают благополучие животных, безопасность пищевых продуктов, отслеживаемость и защиту окружающей среды.

В балтийских странах аналогичную сертификацию проводит государственный орган: его значку о качестве доверяют многие производители, добавляет Башинский. По его словам, СМИ в Прибалтике не уличают нарушителей и недобросовестных производителей, а уделяют много внимания тем, кто работает хорошо, – это стало причиной заметных улучшений в сфере качества пищевой продукции.

Станет ли меньше фальсификата на рынке?

К сожалению, на количестве откровенного фальсификата на рынке реализация норм нового закона никак не отразится, сказали 112.ua эксперты. "На количестве фальсифицированных продуктов введение новых требований к маркировке не отразится. Ответственность за изготовление фальсифицированных продуктов предусмотрена статьей 227 УК ("Умышленное введение в оборот на рынке Украины (выпуск на рынок Украины) небезопасной продукции"). Статья предполагает штраф от пятисот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет). За применением статьи должны следить правоохранительные, а не санитарные органы", - сказал Александр Овчаренко.

"Многие из требований, которые указаны в новом законе, также содержались и в регламенте, и это не мешало производителям, а также недобросовестным производителям обманывать потребителей. Неправильная подача информации на упаковке, которая делается умышленно, не зависит от того, действует ли технический регламент, или действует закон об информации для потребителей. Если в продукцию добавляют гомогенизированную свиную шкуру, а на упаковке пишут, что это свинина без жил второй категории, это делается специально. Делается это потому, что производитель понимает: его не поймают, он не будет наказан. Если в масле сливочном производителя 40% растительных или животных жиров немолочного происхождения, то новый закон на это никак не повлияет", - говорит Башинский.

По его словам, при контроле на местах (предприятиях) обнаружить фальсифицированную продукцию очень сложно: как правило, она изготавливается ночью и сохраняется на неавторизованных складах. Во время проверки инспекторы могут, к примеру, обратить внимание на наличие в цехах маслокомбината жиротопок, в которых растапливают растительный жир. На их вопросы представители предприятий говорят о том, что предприятие имеет в своем ассортименте спреды, поэтому наличие жиротопок в цехах оправданно и не свидетельствует о добавлении растительных жиров в сливочное масло. "Фальсификат, как правило, можно отследить только в точках продаж, в ритейле. Так что борьба с этими явлениями будет зависеть не от норм закона, а от того, какие полномочия государство будет давать контролирующим органам", - подчеркнул Башинский. Он отметил, что сегодня Госпродпотребслужба имеет полномочия, но, к сожалению, не использует их в полной мере.

Ситуация с качеством пищевой продукции в Украине изменится в лучшую сторону при условии, что совпадут четыре культуры: культура производства, культура реализации, культура потребления и культура контролирующих органов, подчеркнул Александр Овчаренко: "Если потребитель будет обращать внимание на информацию в маркировке, понимать свойства указанных компонентов, требовать наличия маркировки и в случае ее отсутствия писать жалобу, что может послужить основанием проверки Госпродпотребслужбы, ситуация, безусловно, начнет меняться к лучшему".

Когда начнут работать новые требования к маркировке?

Пожалуй, самое печальное то, что требования к маркировке, введенные новым законом, все еще не являются обязательными. Законодатели предусмотрели переходный период для введения новых правил – три года. На протяжении этого срока пищевые продукты могут производиться и реализовываться по старым правилам. В течение этого периода штрафы и наказания за нарушение новых правил к товаропроизводителям применяться не будут. Таким образом, если переходной период продлен не будет, что является довольно распространенной практикой в сфере разрешительного законодательства в Украине, реальные улучшения от введения новых норм мы сможем увидеть не ранее 2022 года. 

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>