banner banner banner banner

"Вредные" советы для любителей скорости: Как обжаловать "Трукам-штраф" в суде

"Вредные" советы для любителей скорости: Как обжаловать "Трукам-штраф" в суде
112.ua

Ксения Цивирко

Журналист

Доставшиеся патрульной полиции в наследство от ГАИ  мобильные лидары "Трукам" вновь начали использовать в октябре 2018 года. Уже в конце 2019 года это дало  результаты  — около 350 тыс. выписанных штрафов.

Многие украинцы пытаются обжаловать административные постановления. У Фемиды нет устоявшихся подходов к удовлетворению таких исков граждан. А Фортуна благосклонна к украинцам лишь в 15% случаев.

"112.ua" разбирался, как украинцам успешно обжаловать штраф и возместить траты на судебные тяжбы с полицией.

Неоднозначная судебная практика

Как следует из опубликованных в Едином реестре судебных решений документов, новая патрульная полиция отдает предпочтение в своей работе старым проверенным методам ГАИшников. Самый большой "улов" нарушителей скоростного режима —  в пределах 100 м от знака "Начало населенного пункта": он сигнализирует водителю о том, что нужно сбросить скорость до 50 км/час, однако оптический прицел "Трукама" успевает зафиксировать превышение еще до пересечения этой границы.

Новости по теме

Полицейский прямо на месте оформляет постановление об административном правонарушении, вручая водителю квитанцию для уплаты штрафа, а у последнего остается лишь 10 дней, чтобы обжаловать его в суде, иначе взыскивать его будут принудительно, с сопутствующим арестом банковских счетов.

Судиться с полицией решаются единицы: в Едином реестре судебных решений зарегистрировано всего около 2 тыс. таких производств. Многим проще заплатить 255-510 грн штрафа и забыть об этом неприятном инциденте, чем тратить время и нервы на бюрократическую волокиту, требующую дополнительных расходов (420,4 грн судебного сбора и 1500-3000 – на услуги адвоката).

По словам юристов, в вопросах законности использования "Трукамов" и правомерности штрафов за административные правонарушения, "зафиксированные не в автоматическом режиме", суды пока не имеют устоявшейся практики. Одна и та же аргументация может дать противоположный результат.

Прежде всего внимание суда пытаются привлечь к тому, что используемые "Трукамы" не сертифицированы. На основании приказа Минэкономразвития и торговли 2015 года "измеритель скорости автотранспортных средств лазерный LTI 20/20 TruCAM" был исключен из Государственного реестра средств измерительной техники, а значит — лишен соответствующих сертификатов и свидетельств. Однако этот факт суды научились мастерски "обходить", используя следующие доводы: мол, закон не имеет обратной силы, поэтому сертифицированные в период 2012-2015 гг. приборы при условии прохождения ежегодной поверки использовать можно.

В судебных исках встречается и другой аргумент против "Трукамов": полицейские используют их в ручном режиме, целясь при помощи оптического прицела на авто и нажимая курок, в то время, как законодательство устанавливает только автоматический режим фиксации нарушений, например, когда "Трукам" установлен на треноге. На это закон отвечает, что предусмотренные на такие случаи постановления позволяют использовать "Трукам", который, помимо всего прочего, автоматически устанавливает госномер, модель и марку машины, а также определяет геолокацию. Степень доверия к показаниям лидара повышает тот факт, что в его работе используется алгоритм шифрования AES: он защищает от постороннего вмешательства информацию не только в самом приборе, но и скопированные на другие носители файлы.

"Однако правовая неопределенность в этом вопросе остается. Статья 122 КпАП гласит, что превышение скорости должно быть зафиксировано в автоматическом режиме, в то время, как "Трукамы" используются в ручном. Дальше: что такое "Трукам" – измерительный прибор или устройство для фото-видеофиксации?" - задается вопросом адвокат Антон Болтик в комментарии "112.ua".

Юрист указывает на то, что до 2018 года действовал приказ МВД №33, в котором был определен перечень "технических средств, используемых в подразделениях ГАИ для выявления и фиксирования нарушений ПДД". В нем было перечислено все: измерители скорости "Визирь", "Рапира", "Арена", "Искра-1", разные модели газоанализаторов-алкотестеров. "Трукам" был указан в разделе "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи". Но этот документ уже не имеет законной силы.

Пытаясь выяснить, каким действующим нормативно-правовым актом предусмотрено использование "Трукама", Антон Болтик обращался с соответствующими адвокатскими запросами в управление Национальной полиции. Однако вменяемого ответа не получил: ему прислали копию поручения организовать обучение личного состава по использованию "Трукама". В этом поручении было определено, что прибор является лазерным измерителем скорости.

"Вот и все, чем предусмотрено использование "Трукама", - на основании "поручения". Но оно не является нормативно-правовым актом и  никакой юридической силы не имеет", - объясняет Болтик.

112.ua


Как оценит его аргументы суд — покажет время. В целом же апеллирование к общим нормам права и пробелам в нормативно-правовой базе в процессе обжалования штрафов не дает весомых результатов.

Ведь если суд признает использование "Трукама" незаконным, то весь налаженный процесс вынесения постановлений придется "свернуть", а бюджет лишится как минимум 70 млн грн ежегодных "штрафных" поступлений.

В каких случаях постановление можно оспорить

Обстоятельства, которые принимает во внимание суд, условно можно разделить на несколько категорий: правомерность использования измерителя скорости, полнота собранных доказательств,  процессуальный порядок их оформления.

В первом случае речь идет не только о том, что "Трукам" должен иметь сертификат соответствия (выданный в 2012 году и ныне недействительный) и свидетельство о ежегодной поверке, но и экспертное заключение Госспецсвязи о том, алгоритм шифрования обеспечивает целостность и сохранность информации. Такую экспертизу должен пройти каждый "Трукам" в отдельности, не считая опытный образец: серийные номера таких приборов можно найти в приложении к экспертному заключению.

112.ua

Предоставлено в ответ на запрос адвокату Антону Болтику
Предоставлено в ответ на запрос адвокату Антону Болтику 112.ua
Предоставлено в ответ на запрос адвокату Антону Болтику
Предоставлено в ответ на запрос адвокату Антону Болтику 112.ua

Иногда в судах выясняется, что серийный номер лидара, с помощью которого полицейские зафиксировали превышение скорости, в этом перечне отсутствует. Конечно, такое постановление об административном правонарушении подлежит отмене, однако никакого изъятия "нелегальных" "Трукамов" за этим не последует: полицейские продолжат работать в том же духе, рассчитывая на равнодушие и спешку водителей.

Пристальнее всего Фемида рассматривает собранные в процессе вынесения постановления доказательства: малейшая нестыковка, пробел или опечатка могут стать основанием для отмены штрафа.

На нагрудную камеру полицейского не был зафиксирован серийный номер "Трукама" - значит, доказать фиксацию превышения скорости с помощью конкретного прибора не представляется возможным.

Если на фото-видеофайлах невозможно идентифицировать госномер, марку и модель авто или личность водителя, не определена геолокация — такие "доказательства" также летят в топку.

Зафиксированная с помощью "Трукама" информация должна в точности совпадать с указанной в тексте постановления. Расхождения в несколько минут или неправильно определенный адрес, где было зафиксировано превышение скорости (из-за программного кода или действий полицейского), в итоге приведет к тому, что доказательства не будут приняты во внимание.

Новости по теме

Как следует из судебной практики, некоторые любители "помухлевать" фиксируют нарушения еще до того, как авто въезжает в зону действия знака 5.45 ("Начало населенного пункта") с ограничением скорости до 50 км/час. Поэтому ответчик также должен предоставить фото-видео доказательства того, что правонарушение было совершено в пределах населенного пункта.  Кроме того,  потребуется подтвердить, что фиксация производилась в зоне действия знака 5.70 - "Фото-видеофиксация нарушений". В противном случае действия патрульных и составленный протокол признают незаконными. К примеру, в одном из решений Мариупольского суда речь шла о том, что фиксация была произведена с дистанции 394,5 м, а не 61 м, которая установлена руководством по эксплуатации лазерного измерителя для неблагоприятных погодных условий.

Хотя алгоритм шифрования AES, используемый в "Трукамах", "делает невозможной подделку содержания информации", Кодексом административного судопроизводства установлены определенные правила. Фото- и видео, зафиксированные при помощи "Трукама", считаются электронными доказательствами. А значит, для рассмотрения в суде их копии должны быть заверены электронной цифровой подписью или предоставлены в оригинале — то есть непосредственно на измерительном приборе.

Такие особенности украинского законодательства могут быть на руку многим "бессовестным" нарушителям. Например, хозяин Toyota Rav4 из Харькова, которого в апреле остановили за превышение скорости на 43 км/час, таким образом не только отделался от штрафа, но и вернул 630,6 грн, потраченных на судебный сбор за подачу апелляции.

Будьте внимательны на дороге, не нарушайте скоростной режим! И пусть Фемида всегда будет к вам благосклонна!

Ксения Цивирко

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>