Вслед за Минском 2.0 – Кучма 2.0, но Донбасс так и останется сам по себе?

Вслед за Минском 2.0 – Кучма 2.0, но Донбасс так и останется сам по себе?
Пресс-служба президента Украины

Никита Синицин

Журналист

Со сменой президента практически каждый день появляются новые громкие инициативы, заявления и назначения. Не обошел этот процесс и ситуацию вокруг неподконтрольной части Донбасса.

Сперва глава Администрации президента Украины Андрей Богдан предложил украинцам решить референдумом, как быть дальше с ситуацией на Донбассе - пойти ли на мирные переговоры с Российской Федерацией по вопросу судьбы региона или нет.

Предложение было воспринято, мягко говоря, неоднозначно, так что спустя два дня на сайте президента появилась информация о том, что предлагаемый референдум – не законодательный, а лишь "информационный" и призван узнать мнение общества. Фактически глава государства пошел на попятный, и тема референдума сошла с информационной повестки дня.

Переговорщик возвращается

Новый всплеск к вопросу договоренностей проявился 3 июня: в ходе совместного брифинга действующего президента Владимира Зеленского и бывшего – Леонида Кучмы было заявлено о возврате последнего в переговорную группу в Минске.

2 октября 2018 года Леонид Кучма принял участие в последнем заседании в рамках Минского процесса и ушел, сославшись на состояние здоровья – как-никак ему исполнилось 80 лет. Впрочем, многие эксперты предполагали, что экс-президент просто не видел перспектив в продолжении своей работы и попыток "реанимировать мертвый" Минск.

В принципе, подобная точка зрения имела полное право на жизнь, о чем говорилось уже давно: последний крупный успех в рамках переговорного процесса был датирован еще декабрем 2017 года и обменом 73 украинцев почти на три сотни сторонников самопровозглашенных республик.

По всем остальным сферам переговоров особых успехов не было – объявлялись очередные несоблюдаемые перемирия, о восстановлении на территориях какой-то социально-экономической деятельности пока и речи быть не может.

Словом, сочетание "мертвый Минск" появилось не на ровном месте и в целом отвечало сложившейся в данной сфере ситуации.

Новости по теме

Однако официальные лица всячески отрицали подобное мнение и в общем-то были правы, просто потому что ничего не то что лучшего, а даже просто другого у Украины не было. Заключенный в страшной спешке Минск образца сентября 2014-го и января 2015 годов имел главной тактической целью снижении эскалации на передовой, с чем документы справились пусть и не блестяще, но вполне уверенно.

В этих условиях новость о возвращении ушедшего из переговорного процесса по возрасту Леонида Кучмы вызвала понятный прилив интереса. Ставший только старше переговорщик тем не менее решил вернуться в переговоры, что сразу же вызвало вопрос – он увидел в них перспективу?

Разумеется, многим украинцам, уставшим от сложившейся ситуации, хотелось бы уже ее разрешения, и подобный шаг экс-президента вызвал понятный ажиотаж и интригу. Тем более что президент Владимир Зеленский заявил, что "новое-старое" назначение имеет своей целью "разблокировать" Минский процесс и поддержано западными партнерами.

Также Зеленский добавил интриги, объявив, что у них имеются конкретные предложения, которые будут озвучены уже на следующей встрече 5 июня, по понятной причине не назвав эти предложения.

Сам Леонид Кучма отметил, что хочет сделать свой вклад на благо Украины, намекнув, что Владимир Зеленский дал ему некие дополнительные гарантии и полномочия для переговоров.

Победа или рейтинг - что может принести мир на Донбасс

Если смотреть на ситуацию реально, разрешить сложившуюся ситуацию с самопровозглашенными республиками Донбасса можно лишь двумя путями - военным или дипломатическим.

Как показало лето 2014 года, военная попытка решить вопрос тут же встретит свое противодействие в виде "вежливых человечков" или "северного ветра" и потому отпадает. Разве что когда-нибудь, в будущем.

Дипломатический вариант может иметь два способа – прямые переговоры между РФ, как вариант "ЛНР" и "ДНР", и Украиной или же формат международных посредников.

Собственно, Минский переговорный процесс в рамках нормандского формата – это тот самый вариант международных посредников, который доказал, что если стороны не желают выполнять договоренности, а посредники – не хотят или не могут давить на стороны, ничего из этого не выйдет.

В таком случае прямые переговоры между Украиной и РФ, "ЛНР" и "ДНР" кажутся более перспективными. Однако здесь тот же самый тупик, который все 5 лет мешал Петру Порошенко – цена мира для каждой из сторон и президента Украины лично.

Любой договор есть результат компромисса между сторонами, вопрос лишь в том, на какой именно компромисс готовы пойти стороны и в чем уступить.

В силу объективных причин позиции РФ сильнее Украины, и если президент Владимир Зеленский хочет заключить мир на Донбассе, в роли уступающей стороны, скорее всего, предстоит быть именно ему.

Чего потребует Россия для мира, никто не знает. Как минимум, это будет автономия или особый статус для Донбасса как условие его полноценного возврата в Украину.

Как на это отреагирует общественное мнение Украины? Предсказать тяжело, но вряд ли те, кто принял участие в попытке вернуть Донбасс, этому обрадуются, ведь, выходит, пять лет их жизни прошли зря.

Любой политик, и Владимир Зеленский не исключение, просто обязан учитывать общественное мнение, и собственно "свертывание" вопроса о референдуме с понижением его статуса до "информационного", говорит о том, что подобный учет ведется.

Как поведет себя Владимир Зеленский? Вариантов не так много, но изменить они могут все радикально:

1. Попытаться посредством того же Леонида Кучмы 5 июня и далее "прощупать" предложения РФ, на которых можно оживить или разблокировать Минский процесс, в зависимости от чего продумать другие варианты;

2. Оставить все как есть, по крайней мере до формирования нового парламента, благо шансы пропрезидентской партии "Слуга народа" выглядят куда предпочтительнее конкурентов, и исходя из результатов выборов, подконтрольности или неподконтрольности состава Верховной Рады строить свою стратегию в Минске.

3. Сыграть ва-банк – в таком случае можно попытаться договориться о мире с РФ уже сегодня или хотя бы о каком-то прогрессе в переговорах за счет уступок самопровозглашенным "народным республикам".

В таком случае ставка президента будет высока как никогда – с одной стороны риск утери части электората из-за предательства национальных интересов, как это будет представлено оппонентами, или же приплыв к партии "Слуга народа" электората "Оппозиционного блока", в апреле, собственно, во многом и сделавшего Зеленского президентом.

Если ставка ва-банк сыграет, и Владимир Зеленский получит подконтрольный ему парламент, как и задумывалось еще в мае, вряд ли его положению что-то будет грозить ближайшие годы, а там, глядишь, и второй срок подоспеет.

Никита Синицин

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>