banner banner banner banner

Взялись за старое: Почему на украинской таможне снова простаивают грузы

Несмотря на обещания президента Зеленского и его команды о том, что для работы добросовестного бизнеса в Украине будут созданы нормальные условия и инвестиционные няни, худшие практики прошлого возвращаются. У бизнеса возникли серьезные проблемы с одним из ключевых в его деятельности органов – Гостаможслужбой. Компании жалуются на необоснованные задержки с таможенным оформлением практически на всех региональных таможнях, что приводит к огромным очередям. Сотни фур застряли на пунктах пропуска Киевской и Львовской таможен, где ситуация обстоит хуже всего. В связи с происходящими событиями участники рынка всерьез опасаются возврата мрачных времен, когда на таможне царил произвол, а те, кто не хотел сутками ждать в очереди на границе, были вынуждены улаживать вопросы с помощью высоких связей или же банальных взяток.

Взялись за старое: Почему на украинской таможне снова простаивают грузы
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Несмотря на обещания президента Зеленского и его команды о том, что для работы добросовестного бизнеса в Украине будут созданы нормальные условия и инвестиционные няни, худшие практики прошлого возвращаются. У бизнеса возникли серьезные проблемы с одним из ключевых в его деятельности органов – Гостаможслужбой. Компании жалуются на необоснованные задержки с таможенным оформлением практически на всех региональных таможнях, что приводит к огромным очередям. Сотни фур застряли на пунктах пропуска Киевской и Львовской таможен, где ситуация обстоит хуже всего. В связи с происходящими событиями участники рынка всерьез опасаются возврата мрачных времен, когда на таможне царил произвол, а те, кто не хотел сутками ждать в очереди на границе, были вынуждены улаживать вопросы с помощью высоких связей или же банальных взяток.

Километровые очереди на границе

Жители Западной Украины уже несколько месяцев наблюдают ситуацию скопления большегрузных фур, стоящих в очереди на таможенное оформление при въезде в Украину. С явлением смирились как с неизбежностью, понимая, что решение вопроса зависит исключительно от чиновников в Киеве. "В выходные и затем в понедельник-вторник мы действительно наблюдаем большие скопления большегрузного транспорта на границе. Поскольку мы сталкиваемся с этой ситуацией уже продолжительное время, даже привыкли, что ожидающие разрешения на въезд в Украину водители паркуются при дороге, создавая проблемы остальным автомобилям. Много фур стоит на пункте пропуска непосредственно перед знаком "Львов" непосредственно на въезде в город", - рассказал 112.ua депутат Львовского горсовета, основатель сообщества VARTA1 (оперативно сообщает о происшествиях в регионе) Игорь Зинкевич.

Последние несколько месяцев проблемы возникали с оформлением на всех таможнях, но самой острой ситуация остается на Львовской (Галицкой) и Киевской таможнях, где в очереди ожидают сотни фур, рассказал 112.ua гендиректор транспортной компании RIOTrans Олег Гошко: "На пунктах пропуска со стороны Польши (Галицкая таможня) очереди всегда были (когда-то больше, когда-то меньше) в связи с физической низкой пропускной способностью пунктов пропуска. Последние 3-4 месяца на фоне никуда не исчезнувших проблем с пропускной способностью очереди стали просто огромными. Это связано чаще всего с тем, что один автомобиль нынче оформляется за время, за которое ранее оформляли три автомобиля".

Новости по теме

Если оформление фуры в стандартном режиме занимает 30-40 минут, то при дополнительной проверке таможенной стоимости время ожидания во много раз возрастает, отмечают участники рынка. "Бывает, что водители фур стоят в очереди не одни сутки. В результате вместо трех рейсов в месяц Украина - Польша - Украина получается сделать только два – вот и главная бизнес-составляющая. Вместо того, чтобы ехать, водители стоят в очередях. От 6 до 10 суток в месяц водитель просто стоит в очереди".

"Европейская бизнес ассоциация" получила 20 обращений от своих членов с жалобами на задержки с оформлением товаров и очереди на границе. "Мы с пониманием относимся к тому, что таможенная служба пребывает в процессе смены руководства и настроить все процессы достаточно быстро сложно, но для прозрачного бизнеса, который честно платит все налоги и сборы в бюджет, изменение руководства - недостаточное основание, для того чтобы мириться с своеволием таможенников", - сказала 112.ua исполнительный директор Ассоциации Анна Деревянко.

Обращения от компаний стали поступать в конце августа – начале сентября. Если раньше на действия таможни вообще никто не жаловался, то 20 жалоб только от членов ЕБА - это действительно много. "Больше всего жалоб поступило на действия таможенников Киевской и Львовской (Галицкой) таможен, но проблемы есть и с таможнями в других регионах. Среди обратившихся есть как международные, так и отечественные компании, как операторы рынков, так и перевозчики. Мы не раскрываем обратившиеся компании. Надеемся, что те, кто жаловался и чьи обращения были переданы руководству Гостаможслужбы, в будущем не будут испытывать дополнительного давления со стороны госорганов, той же таможни. Мы хорошо помним, как это было в прошлом, когда компании "наказывали" за обращения в прозрачные структуры с просьбой помочь отстоять законные интересы. Не хотелось бы возвращаться в темные времена, когда прозрачный бизнес испытывал серьезные проблемы из-за того, что не платил взяток, а те, кто не брезговал коррупционными рисками, имели перед ним преимущества", - сказала Анна Деревянко.

Подавляющее большинство жалоб компаний связаны с задержками в таможенном оформлении в связи с дискуссиями вокруг таможенной стоимости товаров.

"До недавнего времени мы были уверены, что подобное осталось в прошлом. Уже много лет таких вопросов не возникало. С практикой любой ценой доказать более высокую таможенную стоимость товаров (от которой зависит размер пошлин, - ред.) и, соответственно, любой ценой добиться повышения бюджетных отчислений бизнес последний раз сталкивался лет пять назад.

В последнее время контракт, инвойс (документ, предоставляемый продавцом покупателю и содержащий перечень товаров и услуг, их количество и цену, по которой они поставлены покупателю, формальные особенности товара (цвет, вес и т.д.), условия поставки и сведения об отправителе и получателе, - ред.) в отдельных случаях, дополнительные документы, которые компании по собственной инициативе могли предоставлять таможне, были исчерпывающим списком документов, подтверждающих справедливую таможенную стоимость товара. Этих документов вполне достаточно, чтобы осуществить таможенное оформление", - подчеркнула Деревянко.

Бизнес стучится в высокие кабинеты

"Европейская бизнес ассоциация" и "Американская торговая палата" - ассоциации, объединяющие крупнейшие компании, среди которых иностранные инвесторы и крупнейшие налогоплательщики для решения вопроса стали добиваться встречи с руководством Гостаможслужбы. "С первого раза добиться диалога с руководством Гостаможслужбы ЕБА не удалось: мы вышли в прессу, и только после этого процесс сдвинулся с мертвой точки. До этого нам говорили, что происходящее связано с пертурбациями, перестройкой внутренних процессов таможни. Но! Таможня - орган с централизованным управлением. Есть большие сомнения в отношении того, что происходящее связано с произволом руководства или отдельных сотрудников конкретных местных таможен", - сообщила 112.ua Деревянко.

Новости по теме

Таможню, как и большинство госорганов в Украине, продолжает жестко трясти. В мае была уволена половина руководителей региональных таможен. С начала года в Гостаможслужбу назначен уже третий руководитель – нынче ведомство возглавляет с приставкой и. о. Андрей Павловский. 24 апреля Кабмин уволил главу Гостаможни Максима Нефедова. Под предлогом, что таможня собирает мало средств.

После этого таможней руководил Игорь Муратов. В середине августа он был отстранен в связи с якобы "промедлением реформирования ведомства, в частности, из-за промедления с подготовкой перехода ведомства к работе в формате единого юрлица".

8 сентября Павловский встретился с представителями "Европейской бизнес ассоциации" и Американской торговой палаты. Он пообещал провести селекторное совещание по проблеме. "Сегодня мы видим, что ситуация сдвинулась с мертвой точки. После того, как вопросы были подняты бизнесом на всех уровнях, большинство грузов поехали", - рассказала 112.ua по итогам встречи Деревянко.

По итогам совещания с представителями Ассоциаций "по просьбе компаний, которые входят в эти организации", глава Гостаможслужбы "изучил информацию о задержке грузов украинских компаний на нескольких пунктах пропуска и дал гарантии: прозрачный бизнес не будет иметь проблем с прохождением таможенного контроля", сообщили 112.ua в пресс-службе Гостаможслужбы.

"Сейчас мы наблюдаем задержку грузов на некоторых таможенных пунктах. Однако хочу отметить, что никакого саботажа со стороны таможенных органов не происходит: идет рабочий процесс исключительно в правовом поле. Действительно, длительность таможенного оформления может колебаться. В то же время это зависит от самого субъекта оформления. Если к документам, содержанию груза и его задекларированной стоимости вопросов нет, то оформление происходит в самые сжатые сроки. На сегодня нарушений законного периода контроля (до 10 суток) на таможнях мы не наблюдаем", - цитирует пресс-служба Павловского.

Также отмечается, что "вопреки сообщениям СМИ задержка грузов часто связана не с ручным вмешательством сотрудников таможни, а работой автоматизированной системы".

Помимо прочего Павловский заверил, что компаниям, которые не имели истории нарушений, система предоставит статус "надежного субъекта": "Это маркер того, что клиент на продолжении длительного времени соответствовал критериям прозрачности. Тогда его оформление происходит достаточно быстро".

Возвращение мрачных времен

Участники рынка и представители Ассоциаций всерьез опасаются, что на таможню могут вернуться худшие практики прошлых лет, когда те, кто не хотел долго ждать и нервничал, в том числе из-за скоропортящихся продуктов питания, были вынуждены "решать вопрос" с помощью связей или взяток.

"Мы опасаемся возврата к практике, когда компании были обязаны постоянно доказывать, что таможенная стоимость такова, а не иная. Нередко компании везут акционные товары или товары, в отношении которых пересмотрена цена. Поскольку мы живем в условиях рыночной экономики, бывает, что один и тот же товар может ввозиться с разной ценой. Если есть в наличии контракт и инвойс, то этого должно быть достаточно для оформления грузов компаний, которые к тому же давно работают в Украине и ни разу не были замечены в попытках недобросовестно уплачивать все таможенные платежи в полном объеме. Если в конкретных случаях таможня видит основания для дополнительной проверки, то ее вполне можно провести в ходе постаудита уже после завершения таможенного оформления в штатном режиме. Если в ходе постаудита компания не сможет доказать свою правоту, а таможня свою сможет – будут основания для справедливого пересмотра таможенной стоимости. Этот механизм не применялся, поэтому автомобили держали на пунктах пропуска, возникали очереди, компании были вынуждены платить дополнительные финансовые средства, в связи с простоями теряли оборотные средства", - сказала 112.ua исполнительный директор ЕБА.

Мы как сообщество частного бизнеса не просили никаких преференций для конкретных компаний, не просили льгот, говорит Деревянко. По ее словам, бизнес просит равного подхода и уважения со стороны государственной институции к действующим законодательным нормам, комфортных условий для всех компаний, которые работают честно.

"Если Украина хочет вернуться к практике из прошлого, когда таможня не собирала платежи, а именно взыскивала их с компаний на таможне, стремилась выбить как можно больше денег, ни о чем больше не заботясь, то стоит, пожалуй, честно им об этом сказать: мол, мы взяли курс на административный режим определения таможенной стоимости и хотим наполнять бюджет любой ценой. Тогда компании будут хотя бы в курсе ситуации и будут решать, стоит ли им дальше вести бизнес в Украине. Мы не хотим, чтобы такие подходы стали постоянной практикой", - сказала 112.ua Анна Деревянко.

Исполнительная директор ЕБА также отметила, что среди обратившихся с жалобами на задержки в таможенном оформлении компаний есть розничные сети, которые, в том числе, ввозят скоропортящиеся продукты. Есть строительные компании, для которых ритмичность поставок имеет большое значение: "Компаниям нынче приходится работать в непростых условиях в связи с пандемией коронавируса. На фоне этого задержки с таможенным оформлением ими ощущаются особенно остро. Все это негативно влияет на компании, легально выплачивающие белые зарплаты и все налоги, на их финансовое состояние. Если такие явления будут иметь место продолжительное время, поступления в госбюджет могут снизиться".

Елена Голубева

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>