Юридические возможности обойти вето РФ в деле Boeing 777 МН17

Расследование катастрофы Международным уголовным судом - наиболее действенный вариант

Юридические возможности обойти вето РФ в деле Boeing 777 МН17
Telegraf-EPA

Александр Климчук

Управляющий партнер компании «Климчук и Партнеры»

Расследование катастрофы Международным уголовным судом - наиболее действенный вариант

17 июля 2014 года в районе Грабово Донецкой области произошла одна из крупнейших трагедий в истории авиации – был сбит Boeing 777 МН17 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший плановый рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. В результате этого все 298 человек, находившихся на борту, погибли. Практически треть из них – дети.

Как известно, 14 июля 2015 года Украина, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Малайзия обратились в Совет безопасности ООН с просьбой создать международный уголовный трибунал для привлечения виновных к ответственности. Также известно, что постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин заявил о том, что РФ наложит вето на резолюцию и 29 июля 2015 года осуществил данное решение.

Новости по теме

В связи с этим перед мировой общественностью стал вопрос – каким образом восстановить справедливость, законным путем найти и наказать тех, кто напрямую причастен к катастрофе. Рассмотрим возможные варианты развития событий и риски, с которыми придется столкнуться, выбирая тот или иной путь.

Отмена права вето в Совбезе ООН и повторная попытка создать уголовный трибунал по крушению МН17. Вариант, который лежит на поверхности и несколько раз был озвучен представителями разных стран. Однако для того, чтобы внести такие серьезные изменения, необходимо менять Устав ООН. А это возможно только на основании решения 2/3 стран-участниц, обязательно включая всех постоянных членов Совбеза (статьи 108-109 Устава ООН). Учитывая официальную позицию российской стороны о нерушимости права вето, надеяться на реализацию данной инициативы не приходится.

Интересно, что этот подход мог бы сработать – в случае официального признания того, что российские военные силы причастны к ситуации на Донбассе. Ведь в соответствии со статьей 27 Устава ООН, страна, которая задействована в конфликте, не может пользоваться своим право вето и вообще должна воздержаться от голосования.

Создание специального (гибридного) трибунала. История знает как минимум два примера, когда масштабные преступления расследовались именно таким способом. Речь идет о Специальном суде по Сьерра-Леоне и Специальном трибунале по Ливану. Данные суды были созданы по инициативе генерального секретаря ООН после обращения к нему президента Сьерра-Леоне в первом случае и правительства Ливана – во втором. Эта правовая модель может стать успешной в решении вопроса по Boeing 777, и о ней уже упоминали в МИД Украины. Однако здесь необходимо учитывать, что правительства обоих вышеперечисленных государств смогли подписать соглашения о создании специальных судов только после принятия соответствующей резолюции Совбеза ООН. И здесь круг снова замыкается на том, что РФ может воспользоваться своим право вето.

Новости по теме

Создание смешанного (гибридного суда). Вариант, который не требует резолюции Совета безопасности ООН. В качестве успешного примера рассмотрим механизм Чрезвычайных палат в судах Камбоджи. Суд был создан на основе соглашения между правительством Камбоджи и ООН после одобрения Генеральной ассамблеи. В его состав вошли как местные, так и международные судьи. Решение было принято Генеральной ассамблеей большинством в 2/3 голосов в соответствии со статьей 18 Устава ООН.

Сильная сторона данного механизма заключается в том, что он дает возможность не зависеть от вето Российской Федерации. Слабыми же сторонами являются такие специфические ограничения, как маленький бюджет, необходимость привлекать к делу местных судей, которые не работали ранее с международными преступлениями, а также значительная длительность всего процесса. К примеру, правительство Камбоджи обратилось к генеральному секретарю ООН в 1997 году, а суд был создан только в 2003.

Telegraf-EPA

Наиболее значимой сложностью является то, что созданный подобным образом суд будет иметь несоизмеримо меньше полномочий по сравнению с судом от Совета безопасности ООН. А это означает, что главная цель – наказать виновных – может быть достигнута не полностью.

Расследование катастрофы в национальном суде одного из заинтересованных государств. Данный вариант оптимально рассматривать на примере Нидерландов, так как в системе уголовного судопроизводства этой страны с 2003 года существует специальная палата для международных преступлений – в составе окружного суда Гааги.

Главный риск заключается в том, что результаты такого расследования могут не восприняться должным образом мировой общественностью, поскольку независимый судовой орган не должен поддаваться влиянию ни одной из заинтересованных сторон.

Создание межгосударственного суда по решению пяти государств – Украины, Нидерландов, Малайзии, Бельгии и Австралии. Самой близкой аналогией к такому подходу станет суд, который расследовал взрыв Boeing 747 над Локерби. Правосудие осуществлялось по шотландским законам, но при участии международных наблюдателей, а в досудебном следствии принимали участие как местная полиция, так и ФБР.

Подводные камни этой стратегии схожи с предыдущими вариантами – без должной поддержки ООН виновных невозможно будет наказать в полной мере, поскольку у суда не будет нужных полномочий. Так, суд по делу рейса PA103 начался через 11 лет после катастрофы, потому что Ливия отказывалась экстрадировать виновных, укрывшихся на ее территории. Правосудие свершилось только после санкций со стороны Совета безопасности ООН.

Новости по теме

Расследование катастрофы Международным уголовным судом (Гаагский трибунал). Наиболее действенный вариант. У данного суда есть как финансовое, так и кадровое обеспечение, и что немаловажно – в своих действиях он заручается поддержкой мировой общественности.

Такой выбор предполагает, что Украина в ближайшее время ратифицирует Римский статут Международного уголовного суда. В соответствии со статьей 8 Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, мы уже взяли на себя обязательства по поводу данной ратификации. В Верховной Раде находится законопроект о внесении необходимых изменений в 124 статью Конституции, согласно которой правосудие в Украине осуществляется только местными судами. К сожалению, пока он не рассмотрен.

Украина имеет право подать заявление секретарю Суда о признании его юрисдикции по отношению к данному конкретному преступлению. Это предусмотрено 12 статьей Статута МУС. Следует отметить, что Суд рассматривает преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии. Также в его юрисдикцию попадают наиболее серьезные правонарушения, которые вызывают волнения со стороны мировой общественности. Поэтому существует риск, что МУС может отказаться расследовать эту трагедию, ссылаясь на то, что официально в Украине проходит Антитеррористическая операция. Это формально дает все основания рассматривать обстоятельства катастрофы в рамках нарушения Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и Европейской конвенции по борьбе с терроризмом, а не в рамках расследования военных преступлений.

В то же время неоднократные подтверждения со стороны международных экспертов о том, что на территории Донбасса находятся регулярные военные силы РФ и фактически катастрофа произошла в условиях вооруженного конфликта, значительно увеличивают шансы того, что Суд возьмется за рассмотрение этого дела.

Подытоживая данную тему, хочется отметить, что, невзирая на все технические сложности, с которыми связано расследование трагедии Boeing 777, моральный аспект в этом деле остается самым тяжелым. И самым важным. А потому из всех возможных вариантов развития событий мы должны выбрать тот, который дает шанс наказать виновных в полном соответствии с тяжестью их преступления. Это, конечно, не вернет к жизни погибших и не облегчит боль утраты их близких, но является делом чести как для Украины, так и для всего мира.

Александр Климчук, эксперт – управляющий партнер независимой адвокатской компании "Климчук и Партнеры"

 

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров