Законно или нет? Что на самом деле значит решение Верховного суда по "евробляхам"

Верховный суд вынес решение о том, что пользование собственным автомобилем с еврономерами, который был ввезен в Украину в режиме транзита, не является правонарушением, предусмотренным статьей 469 Таможенного кодекса. Некоторые собственники "евроблях" поспешили праздновать победу, мол, теперь можно бессрочно и безнаказанно использовать автомобили на еврономерах. Впрочем, на самом деле это не так – просто теперь таможня будет штрафовать по другой статье

Законно или нет? Что на самом деле значит решение Верховного суда по "евробляхам"
АвтоЕвроСила

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Верховный суд вынес решение о том, что пользование собственным автомобилем с еврономерами, который был ввезен в Украину в режиме транзита, не является правонарушением, предусмотренным статьей 469 Таможенного кодекса. Некоторые собственники "евроблях" поспешили праздновать победу, мол, теперь можно бессрочно и безнаказанно использовать автомобили на еврономерах. Впрочем, на самом деле это не так – просто теперь таможня будет штрафовать по другой статье

Верховный суд Украины 1 октября вынес решение о том, что пользование собственным автомобилем с еврономерами, который был ввезен в Украину в режиме транзита, не является правонарушением, предусмотренным статьей 469 Таможенного кодекса ("Неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не окончено, или с товарами, которые находятся на временном хранении под таможенным контролем"), сообщила пресс-служба Верховного суда. Суд пришел к такому выводу, рассмотрев в кассационном порядке иск физлица к таможне об отмене постановления, которым оно было признано виновным в нарушении таможенных правил и оштрафовано на 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан на общую сумму 8500 грн, говорилось в сообщении пресс-службы суда.

Истец, являясь собственником автомобиля с регистрационным номером Эстонии, не снятого там с регистрации, 26 февраля 2016 года ввез автомобиль на таможенную территорию Украины на основании таможенной декларации с целью транзита. На судебном заседании он сознался, что ввез транспортное средство для долгосрочного использования на территории Украины, а режим "транзит" заявил, чтобы избежать необходимости таможенного оформления и уплаты соответствующих платежей. Постановление в отношении него было вынесено в связи с тем, что истец в сроки, определенные статьей 95 Таможенного кодекса (устанавливает сроки разрешенного пребывания в Украине для транспортных средств – 10 суток, в зоне деятельности одной таможни - 5 суток), автомобиль не вывез, но продолжил им пользоваться в качестве транспортного средства, таможенное оформление которого не завершено, без разрешения таможни, сказано в тексте сообщения суда.    

Новости по теме

Как известно, оформление резидентами Украины ввоза авто с иностранной регистрацией в режиме транзита – одна из часто используемых схем для ввоза автомобилей с иностранной регистрацией, так называемых "евроблях", для собственного пользования. Схема позволяет избежать процедуры растаможки и соответственно уплаты всех предусмотренных законом платежей.

"Евробляхи" – более чем масштабное явление в Украине. По данным Государственной фискальной службы, по состоянию на 31 января 2018 года в стране находилось 425,4 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, из них с нарушением срока, то есть по факту незаконно, - 246,4 тыс. автомобилей. По данным таможни, к августу число ввезенных по схемам "евроблях" выросло до 682 тысяч автомобилей, сказал 112.ua генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Автомобили с "евробляхами" ввозят в основном из Польши, Литвы, Германии, Болгарии, Чехии.

За нарушение сроков транзита таможня может штрафовать автомобилистов. В случае превышения установленного срока транзитного перемещения транспортных средств на срок не более суток предусмотрен штраф в размере 170 грн, превышение на более чем сутки, но не более чем на 10 суток – штраф 3400 грн, превышение на более чем 10 суток – штраф 8,5 тыс. грн, говорят в таможне. 

Штрафы предусмотрены 470 статьей Таможенного кодекса, но кроме нее может применяться и 485 статья, которой предусмотрены еще более серьезные штрафы – до 100 тыс. грн. Что же касается 469 статьи, которую пытался оспорить истец, то еще 31 марта 2015 года Конституционный суд разъяснил, что ее положения не могут применяться при назначении штрафа лицам, нарушившим условия ввоза автомобилей в режиме транзита. Тогда суд установил, что "использование или распоряжение транспортными средствами для личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию, не является административным правонарушением, предусмотренным положениями части 2, статьи 469". Вероятно, истец, обращаясь в Верховный суд, рассчитывал, что на таком основании ему удастся избежать штрафа. Верховный суд с ним согласился и отменил штраф в 8500 грн, правда, теперь истец может быть оштрафован на аналогичную сумму по 470 статье или даже на большую по 485-й.

Новости по теме

С учетом нынешнего решения Верховного суда в случае нарушения сроков транзита таможня может применять только санкции, предусмотренные статьей 470 Таможенного кодекса (недоставление товаров, транспортных средств коммерческого назначения и документов в таможенный орган назначения), а не 469 статью ("Неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не окончено, или с товарами, которые находятся на временном хранении под таможенным контролем"), сказал 112.ua соучредитель общественной организации "АвтоЕвроСила" Александр Чернявский. - "Если ты просрочил разрешенный срок, ты можешь заплатить штраф и дальше ездить свободно". 

Отметим, что это подтвердили и в пресс-службе Государственной фискальной службы: "Решение суда никоим образом не может быть основанием для освобождения от ответственности за нарушение сроков транзитного ввоза, предусмотренной 470 статьей Таможенного кодекса".

Впрочем, владельцам "евроблях" в этом судебном процессе важнее даже не то, что ГФС напутала статьи, из-за чего в конкретно этом случае "счастливчик" не будет платить штраф, а то, что по большому счету этот вердикт ничего не меняет. Будет применяться 470-я статья, а для особых случаев у налоговиков припасена статья 485 Таможенного кодекса ("Действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размера, а также другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей"), предусматривающая более высокие штрафы (до 100 тыс. грн).

"В случае установления факта пользования автомобилем, ввезенным в режиме "транзит", есть все основания для рассмотрения вопроса наличия в действиях лиц признаков правонарушения, предусмотренного статьей 485 Таможенного кодекса, и составления протокола о нарушении таможенных правил. Санкцией статьи за использование товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, нежели те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, предусмотрен штраф в размере 300% суммы неуплаченных таможенных платежей", - заявили в пресс-службе ГФС.

Действительно, таможня может применять 485 статью, чтобы штрафовать нарушивших сроки транзита "евробляхеров", подтвердил 112.ua адвокат, партнер группы компаний Berylstone Денис Фетисов: "Если по 469 статье максимальный штраф составляет 8500 грн, то по 485-й штраф составляет 300% от неуплаченной суммы платежей – до 100 тысяч гривен".

Вынесенное Верховным судом решение – вовсе не победа владельцев "евроблях", а даже наоборот, считает Фетисов: "Им даже выгодней было платить штраф 8500 грн по 469-й статье, чем уходить на более дорогую санкцию, предусмотренную 485 статьей".

Новости по теме

Проблема заключается лишь в том, что у властей нет политической воли, чтобы начать массово штрафовать "евробляхеров" и ломать схему ввоза автомобилей по транзиту. "На сегодняшний день для решения вопроса с "евробляхами" нет политической воли. Полиция обязана останавливать "евробляхи" за нарушение правил дорожного движения, статьей 29 которых предусмотрено, что автомобиль на иностранной регистрации, даже ввезенный иностранцем, через 60 дней после ввоза в Украину, обязан быть зарегистрирован в сервисном центре МВД. Этого не происходит, но полицейские не останавливают автомобили и не проверяют, допущено ли нарушение", - говорит глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Он отмечает, что формально таможенники не имеют права выписывать протоколы о нарушении вне зоны таможенных постов. "Все случаи задержания "евроблях", которые были до последнего времени, – это либо полиция в результате происшествия задерживает автомобиль и передает данные в таможню, а они выписывают протокол, либо много случаев было, когда таможенники вызывали на пост такси, а приезжает автомобиль на бляхах", - рассказал гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Он уточнил, что Черниговская таможня для этой цели организовала один из постов прямо на автотрассе.

Законопроекты, которые должны были бы упорядочить ситуацию с "евробляхами", в Верховной Раде безнадежно увязли, говорит Назаренко. Как известно, в парламенте зарегистрирован законопроект, предусматривающий уменьшение размера акцизов с ввезенных автомобилей. Сейчас на новый автомобиль с объемом двигателя в 1600 куб. см установлен акциз 427 евро, в возрасте до пяти лет — 2629 евро, свыше пяти лет — 3906 евро. Их предлагается уменьшить до 150, 300 и 750 евро. Также документом предусмотрены отмена запрета на растаможивание машин, не соответствующих экостандарту "Евро-5", и усиление контроля за перемещением и использованием транспорта, зарегистрированного в других государствах.

Еще один зарегистрированный в Раде законопроект описывает механизм взаимодействия таможенников, полицейских и пограничников, создание автоматизированной системы обмена информацией. Согласно ему, Нацполиция получит право проверки авто с еврономерами, а также возможность выписывать высокие штрафы тем, кто ездит на нерастаможенном автомобиле. Кроме действующего штрафа в 8,5 тыс. грн за нарушение срока более чем на 10 суток, предлагается ввести наказание за нарушение срока от 20 до 30 суток – 85 тыс. грн, более 30 суток – 170 тыс. грн или конфискацию авто по решению суда. Штраф за нарушение срока пребывания автомобиля в режиме временного ввоза предлагается установить на уровне 17 тыс. грн в случае превышения срока на 10-20 суток, 85 тыс. грн – 30 суток, более месяца – 170 тыс. грн или конфискация.

Как только в первом чтении был принят законопроект народного депутата Нины Южаниной (предусматривает уменьшение размера акцизов с ввезенных автомобилей), к нему сразу же появилось 154 поправки, отметил Олег Назаренко: "Большинство правок были внесены депутатами из фракции, которая за него не проголосовала". Единственная цель внесения этих поправок – блокирование законопроекта, подчеркнул гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров: "Все поправки имеют право быть рассмотренными в сессионном зале, где их представляют внесшие их депутаты. Понятно, что до ухода на новогодние каникулы нардепы уже никак не успеют проголосовать за законопроект во втором чтении".

Принятие законопроектов поломало бы более чем масштабный бизнес. "Услуги по ввозу автомобиля на еврономерах стоят от 900 евро до 1500 евро. Это услуга подразумевает снятие с регистрации у прежнего владельца в ЕС автомобиля и регистрация на эстонской, литовской или польской компании, затем ввоз в Украину с помощью наемного "верблюда" в режиме "временный ввоз". Умножим 1 млн ввозимых автомобилей на 1,5 тыс. евро – это не менее 1,5 млрд евро, которые оседают в карманах бляхобизнесменов. За такие деньги можно купить половину Верховной Рады. Этот бизнес крышуют коррумпированные таможенники, правоохранители", - уверен Олег Назаренко.

Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров сказал, что "шумиха вокруг решения Верховного суда была заказана в СМИ с единственной целью – обмануть украинцев. Люди, которые не разбираются и не понимают, что это никакое не освобождение от ответственности, уже отнесли свои деньги фирмам, специализирующимся на поставках "евроблях", в надежде, что "все будет хорошо, ведь якобы Верховный суд ездить на "евробляхах" разрешил".

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров