Зависимость от России осталась: Как изменилась география поставок соляры в Украину

Зависимость от России осталась: Как изменилась география поставок соляры в Украину
112.ua

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В сентябре после остановки единственного нефтепродуктопровода "Прикарпатзападтранс" вследствие введения спецпошлины объемы поставок дизтоплива через украинские порты выросли до рекордных значений. При этом морские поставки все еще не играют решающей роли на рынке: главным поставщиком соляры для Украины стала Беларусь, которая производит нефтепродукты из российской нефти (за последние месяцы доля этой страны выросла почти до 50% украинского рынка). В итоге от российской зависимости украинский рынок ДТ не избавился, но за счет удорожания логистики стал получать дизтопливо с большей себестоимостью, говорят эксперты. По их словам, на нынешнем этапе властям удается сдерживать рост цен, в том числе и "ручными методами", но не исключено, что дополнительные затраты в конечном счете лягут на плечи потребителей, что отразится в стоимости товаров, услуг и снижении уровня жизни населения, а также снижения транзитного потенциала страны.

География поставок дизеля изменилась

Поставки морских партий продукта в южные порты Украины в сентябре выросли более чем в два раза по сравнению с августом, до 131,5 тыс. т. Объем дизтоплива, прошедший таможенное оформление в портах, достиг исторического рекорда. Для сравнения: за первые 6 месяцев года по морю было поставлено всего 162 тыс. т, сообщило на днях авторитетное отраслевое издание Argus. Больше всего топлива поступило из Греции: 41,6 тыс. т, или на 19,4 тыс. т больше, чем в августе. В сентябре на рынок страны также был ввезен продукт из Болгарии, Израиля, Индии, Италии, Туркменистана и Турции. Причем Израиль стал новой страной поставок в Украину – до сентября практики ввоза ДТ оттуда не было. При этом поставки через порты все еще не играют определяющей роли для рынка. Осенью импорт через порты составлял около 20% баланса рынка, уточнили в пресс-службе "Галнафтогаз".

Новости по теме

Увеличение морских поставок связано с прекращением прокачки дизтоплива из России по нефтепродуктопроводу "Прикарпатзападтранс". Это стало следствием введения в августе правительством Украины импортной пошлины на такие отгрузки, говорится в сообщении Argus.

Как известно, по нефтепродуктопроводу поставлялось более 40% всего дизтоплива, потребляемого в Украине. "До остановки трубопровода российское дизтопливо, поставляемое по этому маршруту (нефтепродуктопроводу), было дешевле, чем из других источников. Но в сентябре (в августе еще наблюдался баланс на рынке) начался дефицит продукта, и цены, преимущественно спекулятивно, сильно выросли. При этом стерлись различия в ценах – дизтопливо из любого источника стоило приблизительно одинаково.Ныне стоимость ДТ на юге Украины ниже, чем в других регионах, из-за избытка продукта, который активно ввозился танкерами в порты Украины", - сказал 112.ua корреспондент "Argus Нефтепродукты Украины" Михаил Калюкин.

Таким образом, до введения спецпошлины первое место в поставках ДТ в Украину занимала Россия. По данным Argus, в I полугодии из страны было ввезено 1,41 млн т из общего объема импорта 2,8 млн т, причем в сравнении с аналогичным периодом 2018 года поставки выросли на 21%. Как уже говорилось, основной объем качался по нефтепродуктопроводу. Второе место принадлежало Беларуси (1,04 млн т), третье – Литве 183 тыс. т. На морские поставки в общем объеме импорта в I полугодии приходилось 5,6%. Однако уже в июле - сентябре наметилась обратная тенденция. Импорт ДТ через порты активно растет, что обусловлено остановкой поставок по трубопроводу ("Прикарпатзападтранс"), отметил Михаил Калюкин.

И хотя российское дизтопливо продолжает поступать в Украину по железной дороге (терминал в Гомеле, который является одним из пунктов налива на нефтепродуктопроводе), по итогам ІІ полугодия на первое место в объемах поставок может выйти Беларусь. По данным участников рынка, доля этой страны в объеме импортных поставок, на которые в І полугодии приходилось 88% рынка, сейчас превышает 50%.

Почему ввели пошлины на трубопроводные поставки?

На момент введения пошлины на трубопроводные поставки украинские власти прекрасно понимали, что те являются самым дешевым ресурсом за счет логистики, рассказал высокопоставленный чиновник из команды президента Владимира Зеленского. В то же время "ЗеКоманда" была обеспокоена тем, что за три последних года поставки по трубе выросли с нуля до практически 45%, и это откусывало значительные доли у поставок с других направлений. "Параллельно россияне начали нас пугать тем, что введут санкции. Появилось требование о спецразрешениях. В начале мая их не выдавали, затем начали выдавать. Одним словом, 45% - это перебор в поставках страны, которая к нам недружественна", - заявил он.

В Кабмине уже экс-премьера Владимира Гройсмана, а именно он принимал решение о пошлине для трубопроводных поставок, за нее проголосовали Владимир Омелян и Арсен Аваков. Против были Степан Кубив и Игорь Насалик. Собеседник признает, что в новой власти все понимали, что результатом такого решения может стать ажиотажный рост цен. По этой причине было принято решение опубликовать решение только после 2-го тура президентских выборов – 22 июля.

Новости по теме

"Действительно, после введения пошлины и остановки нефтепродуктопровода оптовые цены ДТ существенно выросли. При этом розничные цены остались неизменными. В частности, мелкооптовая цена дизтоплива за первые две недели сентября прибавила почти 4 грн на каждом литре (почти 20% от цены)", - рассказал 112.ua директор НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. Он подчеркнул, что розничный рынок повел себя довольно странно, поскольку цены на АЗС остались неизменными "несмотря не только на рост цен в опте, но и на высокие риски снижения объемов ресурса и дисбаланса рынка". "С одной стороны, потребителя не может не радовать ценовая стабильность. Однако, с другой стороны, единственным логичным объяснением такой стабильности могут быть тайные договоренности между правительством и ведущими компаниями, имеющими значительную рыночную власть. Тем более что запас прочности у операторов рынка для удержания цен на таком высоком уровне более чем достаточный", - сказал эксперт.

Власти также подстраховались и на уровне межправительственных договоренностей. По словам высокопоставленного источника, команда Зеленского искала решения, которые бы позволили не допустить ажиотажного роста цены на ДТ, и один из участников рынка посоветовал, чтобы Зеленский поговорил с президентом Беларуси Александром Лукашенко. На переговоры выехала правительственная делегация. В результате переговоров Беларусь согласилась перенести сроки ремонта Мозырского НПЗ (основного поставщика дизтоплива и бензина в Украину), а также увеличить объем поставок на 20%.

"После остановки трубопроводных поставок дизтоплива из РФ, которые, безусловно, были самыми дешевыми, на украинском рынке возникла напряженная ситуация: власти не исключали, что многие захотят ею воспользоваться, чтобы получить дополнительные заработки от ситуации с возможным дефицитом и спекулятивным ростом цены. В это время президент Владимир Зеленский провел переговоры с президентом Беларуси Александром Лукашенко, после чего в Минск вылетела правительственная делегация. Стоит отметить, что ситуация осложнилась тем, что в конце августа на плановый ремонт должен был уйти Мозырский НПЗ и также был остановлен для ремонтных работ Шебелинский ГПЗ, который поставлял на рынок около 10 тыс. т ДТ в месяц", - рассказал 112.ua директор по коммерческим вопросам "Укргаздобычи" Сергей Федоренко.

Он уточнил, что по итогам поездки группа "Нафтогаз" заключила договора на поставку электроэнергии, а также дизтоплива, где трейдером выступила УГД, которая должна была оперативно предложить ресурс на рынке и сбить панические настроения. На переговорах белорусской и украинской делегации также были достигнуты договоренности, согласно которым ремонт Мозырского НПЗ был отложен до конца сентября. Стоит отметить, что для обеспечения поставки электроэнергии из Беларуси была принята скандальная "поправка Геруса", которая сделала возможной импорт электроэнергии по двусторонним договорам из России, что, по словам экспертов, поставило под угрозу энергетическую безопасность Украины.

По контракту на поставки дизтоплива, который был заключен между украинской "Укргаздобычей" и белорусской БНК до конца 2019 года, госкомпания стала поставлять в Украину около 20 тыс. белорусского дизтоплива в месяц, что соответствует около 5% от объема всего рынка дизтоплива. В компании отметили, что это был ее первый с 2014 года опыт в качестве трейдера. Федоренко подчеркнул, что операция имела коммерческий смысл, ведь госкомпания быстро производила отгрузки всем желающим, в том числе отгружала и "Укрзализныце" и продавала топливо по рыночной цене. "Я не склонен переоценивать роль "Укргаздобычи" в преодолении кризиса, который мог возникнуть после ухода с рынка порядка 40% поставляемого по трубопроводу топлива, но в том числе благодаря им удалось не допустить искусственного дефицита и, соответственно, спекулятивного роста цен", - сказал Федоренко.

Как отмечалось, с учетом поставок УГД и ввоза дизтоплива из Белоруссии негосударственными трейдерами доля этой страны на украинском рынке уже выросла до более 50%, что также, по словам экспертов, представляет определенные риски.

"Белорусские нефтепродукты, которые заняли освободившуюся нишу оптовых поставок дизельного топлива, производятся из той же российской нефти. Таким образом, мы опять не смогли изменить географию первичного происхождения энергоресурсов", - сказал Сергей Сапегин. Кроме того, определенный риск представляет то, что в прошлом уже были прецеденты остановки поставок топлива из Беларуси, что ставило Украину перед угрозой ажиотажного роста цен (но тогда в качестве альтернативы были российские поставки). Так, очередной раз поставки останавливались в апреле. Тогда ограничения на поставку автотоплива из страны были введены, чтобы не спровоцировать его дефицит на внутреннем рынке в связи со снижением до минимума объемов переработки на крупнейших белорусских НПЗ. Причиной стало резкое ухудшение качества российской экспортной нефтяной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО "Гомельтранснефть Дружба". Украинский рынок отреагировал резким ростом цен на ДТ, вслед за которым подтянулись бензин и автогаз.

Что будет с ценами на дизтопливо в Украине?

"За счет удорожания логистики украинский топливный рынок получил дизтопливо с большей себестоимостью. Если эти дополнительные затраты в конечном счете лягут на плечи конечных потребителей, это отразится в стоимости товаров, услуг и снижении уровня жизни населения, а также снижения транзитного потенциала страны", - отмечает Сапегин.

Фактором риска остаются проблемы в портах. Директор "А-95" Сергей Куюн подчеркивал, что государство потеряло рычаги влияния на ситуацию в портах: "Если до аннексии Крыма у нас была мощная нефтеперевалка в Феодосии, то сейчас эта отрасль, по сути, монополизирована группой "Приват". В качестве выхода из ситуации он называл создание на базе "Укртранснафты" мощностей по перевалке нефтепродуктов. Не добавляют стабильности и регулярные сообщения об остановке танкерных партий по причине якобы превышения допустимых показателей (в частности, серы) в привезенных ими партиях дизеля. Порты и доставка грузов из них остаются "узкими горлышками" и из-за "Укразализныци". "Например, когда возникла потребность в перевозке больших объемов топлива по железной дороге, УЗ оказалась не готова к этому. Была явная нехватка вагонов-цистерн, локомотивов, персонала. На таможне также был несколько затянут процесс оформления топлива", - сказали 112.ua в пресс-службе "Галнафтогаза".

Есть еще один фактор риска: власти не исключают введения пошлин и на поставки ДТ из России вагонами. При этом высокопоставленный источник дал понять, что спецпошлина на трубопроводные поставки в ближайшее время отменена не будет, так как трейдеры уже законтрактовали большие объемы более дорогого, чем российский, ресурса с альтернативных направлений.

"Не думаю, что в ближайшее время пошлину отменят, даже с учетом сомнительной пользы ее влияния на рынок. Признавать собственные ошибки трудно. Кроме того, новое отраслевое министерство находится в стадии реформирования, и у чиновников, как снежный ком, растет число нерешенных проблем и документов. В таких условиях не следует питать оптимизма относительно их эффективной работы", - сказал Сапегин.

Но если в ближайшее время не произойдет форс-мажоров в виде резкого всплеска цен на нефть в мире или сокращения-остановки поставок дизеля из Беларуси, предпосылок для роста цен не будет, отмечают эксперты.

"При сохранении стабильности европейских котировок и валютного курса дизтопливо будет продолжать дешеветь в ближайшие недели. Маржа трейдеров по-прежнему очень высока (сформированная еще в сентябре из-за дефицита), а нехватки топлива уже нет, поэтому сейчас идет борьба за клиента, в которой компании пытаются снижением цен и скидками добиться роста продаж", - сказал Михаил Калюкин из Argus.

"Действительно, наш внутренний рынок сверхпремиальный. У операторов есть достаточный запас для снижения цены. Насколько велик этот запас? Вы будете удивлены. Розничная цена на дизтопливо может быть ниже текущей на 4-5 грн на одном литре. И это касается не только дизтоплива, но и высокооктановых бензинов. Реализуется ли этот потенциал снижения цены для конечного потребителя? Думаю, что нет. Дело в том, что неэффективность рынка компании покрывают за счет высоких цен для конечного потребителя. По оценкам Центра "Психея", в Украине количество АЗС в 4,5 раза превышает потребности. Это все – лишняя инфраструктура, содержание которой кто-то должен оплачивать. Кроме того, снижающиеся проливы через АЗС трейдеры компенсируют более высокой маржей, о которой мы говорили выше. Все эти затратные составляющие перекладываются на плечи конечного потребителя", - говорит и Сергей Сапегин.

Эксперты неоднократно подчеркивали, что улучшить ситуацию мог бы рост внутреннего производства дизтоплива в Украине, на которое по итогам I полугодия приходилось всего 12% рынка. "Действительно, Украина могла бы нарастить объемы нефтепереработки. В свое время Украина производила нефтепродуктов больше, чем потребляла, и являлась их экспортером. После решения в суде вопроса собственности Одесского НПЗ могут быть использованы и его мощности", - сказал Сапегин. Однако же на деле украинские заводы продолжали сокращать объемы производства. Единственными действующими производителями дизтоплива в Украине остаются Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ (недавно запустился в работу после планового ремонта).

Власти же, несмотря на все громкие воззвания о необходимости возрождать отечественное производство нефтепродуктов, продолжают бездействовать. Хотя, как заверил Сергей Сапегин, "вопрос снижения зависимости от российских нефтепродуктов за счет увеличения собственной добычи нефтяного сырья (на первом этапе – импорта нефти) и наращивание объемов нефтепереработки на украинских мощностях в настоящее время активно прорабатывается в профильном министерстве и будет учтен в Концепции развития топливного рынка и нефтеперерабатывающей промышленности Украины".

Елена Голубева

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>