banner banner banner

NASA

Алена Дисюк

редактор 112.ua

Ученые все ближе к вымыслам научных фантастов

Звездная система Альфа Центавра – ближайшая к Солнечной системе – давно известна и неоднократно действия научно-фантастических романов происходили именно там. Но догадывались ли писатели, как близко они, возможно, подошли к истине?

Планета размером с Землю в системе Альфа Центавры

Ошеломительную новость на днях опубликовало космическое агентство NASA, ученые намерены сосредоточится на исследовании планеты в системе Альфа Центавра, которая находится на таком отдалении от  своей звезды, что может оказаться пригодной для жизни.

Для того, чтобы понять, о чем идет речь, надо вспомнить, что звездная система Альфа центавра состоит из трех звезд – Альфа Центавра А, Альфа Центавра В и Проксима Центавра – ближайший к нам красный карлик на орбите которого и была обнаружена новая планета.

Радоваться ученые не спешат, публикуя свое открытие с несколькими десятками оговорок и предостережений. Планета действительно находится на таком расстоянии от звезды, которое позволяет находиться на ней жидкой воде, но в наличии атмосферы они не уверены. Кроме того, Проксима центавра меньше и холоднее Солнца, планета может вращаться вокруг звезды, подставляя той лишь одну свою сторону, как это происходит с Луной и Землей.

Открытие планеты не было случайным, оно случилось в рамках изучения и поиска экзопланет. Программа по которым работает сейчас в NASA. Для ее дальнейшего продвижения в 2018 году ожидается запуск нового Космического телескопа Джеймса Уэбба, орбитальной инфракрасной обсерватории, его зеркало и мощность будут более, чем в два раза превышать показатели работающего сейчас на орбите "Хаббла".

1284 планеты Кеплера и самая молодая из них

В мае NASA опубликовало отчет о работе над изучением экзопланет – планет за пределами нашей системы, получилось, что их ученые открыли более 1 тыс. Открытия сделаны с помощью того же телескопа, который помог обнаружить и планету у ближайшей звездной системы – Kepler.

Телескоп Кеплер NASA

Стоит остановиться на принципе работы телескопа, он фиксирует дискретные сигналы далеких планет – уменьшение яркости, которые происходят, когда планеты проходят перед своими звездами.

Итак, из почти 1,3 тыс. планет твердой поверхностью обладает примерно 550 небесных тел, а потенциально пригодны для жизни – 9, их расстояние к звездам дает возможность существования жидкой воды и атмосферы.

Этот же телескоп помог астрофизикам обнаружить и самую молодую из известных планет -  K2-33b. Ее возраст всего 5-10 млн лет (предположительный возраст Земли 4,54 млрд лет), по размеру она чуть больше Нептуна. Ученые надеются, что ее изучение поможет им лучше понять, как ведут себя новорожденные планеты по отношению к своим звездам, K2-33b, например, в 10 раз ближе к своему светилу, чем Меркурий к Солнцу.

Галактика на расстоянии 32 млрд световых лет

Галактику GN-z11 телескоп "Хаббл" обнаружил в марте этого года, и это самый далекий от нас объект во Вселенной, известный сейчас человечеству.

Телескоп Хаббл NASA

GN-z11 находится в созвездии Большая Медведица, а свет, который наблюдали ученые, шел от галактики к нам 13,4 млрд лет. Иными словами, "Хаббл" видит эту галактику такой, какая она была через 400 млн лет после Большого взрыва. Ученые предполагают, что галактика в 25 раз меньше Млечного Пути.

Вследствие расширения Вселенной, сопутствующее расстояние до галактики составляет около 32 миллиардов световых лет.

Галактику GN-z11 нашли с помощью широкоугольной камеры номер 3, которую установили во время последнего обслуживания телескопа в 2009 году.

Сверхновая в сетях астрофизиков

В марте все тот же Кеплер, прославившийся удачной охотой на экзопланеты, преподнес астрофизикам очередную добычу – телескоп впервые зафиксировал взрыв сверхновой звезды в диапазоне оптических волн,  то есть, можно сказать, снял его.

Взрыв сверхновой звезды, как авиакатастрофа, его невозможно предсказать, какая из звезд взорвется в следующий момент. И вот ученым повезло! C 2011 года они наблюдали за парой звезд  KSN 2011a и  KSN 2011b, и вот спустя пять лет случился взрыв.

Данные, полученные с помощью телескопа, подтверждают десятки гипотез и проясняют вопросы жизни и смерти звезд.

Взрыв сверхновой звезды KSN 2011a NASA

Доказательство правоты Эйнштейна

В феврале научную общественность взбудоражило открытие, которое стало подтверждением гипотезы гениального Альберта Эйнштейна – гравитационные волны существуют!

Узнали об этом благодаря слиянию двух черных дыр, которые находятся в миллиарде световых лет от нашей планеты. Ученые преобразовали волны в звуковые: получился шум, напоминающий то ли шум кровотока, то ли дыхание.

Чем так важно открытие? С одной стороны последующее исследование гравитационных волн, которые, согласно теории, наполняют Вселенную с момента Большого Взрыва, помогут лучше понять процесс формирования окружающей нас действительности в глобальном масштабе. А вот более амбициозные ученые видят в гравитационных волнах путь к путешествиям во времени и пространстве – как в самых смелых мечтах научных фантастов.

Фотоальбом Солнечной системы

Как в начале прошлого века в атласы собирали снимки редких и диковинных уголков нашей планеты, так в начале XXIвека ученые собирают фотоальбом нашей звездной системы. С каждым днем снимки соседних планет становятся все качественнее, мы можем увидеть их в цвете – далекий Юпитер, земли Марса, кольца Сатурна.

Спутники, которые исследуют Солнечную систему, не устают присылать нам все новые и новые фотографии земель, которые человечество готовится покорять уже сегодня.