banner banner banner

Жертва обстоятельств: Как и что постепенно разрушало Шулявский мост в Киеве

Перегрузки, огонь и привычка откладывать все на завтра, которые едва не привели к трагедии

Жертва обстоятельств: Как и что постепенно разрушало Шулявский мост в Киеве
обвал Шулявского путепровода в Киеве, февраль 2017 Українське фото

Перегрузки, огонь и привычка откладывать все на завтра, которые едва не привели к трагедии

Вечером 27 февраля в Киеве обвалился Шулявский мост. Только чудом обошлось без жертв. Столичные власти обещают в кратчайшие сроки реанимировать сооружение и запустить по нему движение, но, судя по всему, дни его сочтены. До нынешнего обвала на Шулявском путепроводе успела произойти не одна крупная авария, а о его капитальном ремонте речь идет уже второй десяток лет.

Злополучный путепровод был спроектирован в 1960 г., а построен в 1968 г. Четырьмя годами ранее здесь была открыта станция метро "Шулявская" (на тот момент конечная). Длина моста составляет 295 м, а ширина – от 14 до 21 м.

Вид с Шулявского путепровода, 1968 год Фото из открытых источников

В первое время нагрузка на конструкцию моста была не очень большой, поскольку прилегающий район активно застраивать начали уже в 1970-е гг. До 1978 г. под мостом проходила трамвайная линия от Бессарабки. Позже ее функции возложили на подземку, а саму линию разобрали, освободив место для автотранспорта. По мере роста спальных районов в сторону нынешней Житомирской трассы и Окружной дороги увеличивался автомобильный трафик. Соответственно, росла нагрузка на мост.

После развала СССР пустующие площади под творением советских инженеров облюбовали люди нового времени – стихийные коммерсанты. Так, рядом с мостом образовался вещевой рынок. И тонны легковоспламеняющихся вещей, сваленные в палатках прямо под опорами, представляли собой серьезную угрозу пожарной безопасности. В это же время нагрузка на сам мост стала сильно превышать заложенные в проект показатели. Развязка на Шулявке на сегодня является одним из ключевых транспортных узлов и без того перегруженного Киева, и трафик здесь просто сумасшедший. Рано или поздно такое стечение неблагоприятных обстоятельств должно было вылиться в какое-нибудь ЧП.

Первый крупный пожар на рынке под мостом случился в сентябре 2006 г. Тогда вспыхнули палатки с вещами секонд-хенда. Выгорело 500 кв. м торговых площадей. Для того чтобы удостовериться, что поврежденный огнем мост все еще способен выдерживать поток машин, коммунальщики перекрывали его на несколько дней. После соответствующих тестов движение запустили в прежнем режиме, однако одну сторону моста укрепили защитными подпорками.

Пожар поменьше возник на этом же месте спустя всего несколько месяцев – 2 февраля 2007 г. Тогда выгорело 80 кв. м и обошлось без серьезных ограничений движения.

Третий раз рынок секонд-хенда вспыхнул в конце апреля того же года. По свидетельствам очевидцев, пламя было настолько мощным, что расплавило асфальт на мосту, и он начал прилипать к подошвам обуви. Кроме того, под мостом обвалилась защитная штукатурка. Тогда же чуть не сгорели заживо посетители кафе, которое находилось в здании станции метро "Шулявская", – огонь заблокировал выход из него. Дым от масштабного пожара видели за несколько километров от эпицентра, а на дорогах города образовались огромные пробки. Путепровод тогда снова на несколько дней перекрыли для автомобильного движения. В результате третьего пожара вещевой рынок из-под моста наконец решено было убрать (что в итоге выполнили не до конца). А вывод инженеров был однозначным – конструкция потеряла порядка 30% своей прочности.

В 2009 г. дорожники "Киевдормоста" провели комплексное обследование конструкций Шулявского путепровода (не считая текущих весенних и осенних осмотров) и постановили: еще несколько лет он продержится, хотя уже пора планировать капитальный ремонт. Тем не менее в 2012 г. сооружение было признано аварийным и укреплено специальными металлическими подпорками, которые страховали балку моста, работая по принципу домкрата. Год спустя киевляне забили тревогу – от моста откалываются куски бетона. Инженеры указывали, что мост держится исключительно благодаря подпоркам, но при этом по нему, игнорируя запреты, рискуют передвигаться даже большегрузные фуры. В городе наконец всерьез заговорили о ремонте путепровода.

Два варианта проекта реконструкции Шулявского путепровода Фото из открытых источников

Изначально планировалось, что спасать Шулявский путепровод начнут в 2015 г. Были разработаны два варианта проекта: традиционный "клевер" от "Киевдормостпроекта" и трехуровневая развязка с тоннелем вдоль проспекта Победы от инженера Виктора Петрука. Первый вариант предполагал полный снос литейного цеха завода "Большевик" и строительство на его месте двух съездов с путепровода на проспект. Вторым предлагалось построить эстакаду, соединяющую ул. Вадима Гетьмана и Довженко, а вокруг нее организовать круговое движение.

Пока столичные власти решали, какой из проектов надежнее и по карману городскому бюджету, под мостом снова случился пожар. Правда, уже не такой масштабный. Тем не менее именно его припомнил после обрушения моста мэр Киева Виталий Кличко. По его словам, безопасности путепровода все так же угрожают расположенные под ним МАФы (одна из главных проблем столицы наряду с состоянием дорог и засильем внешней рекламы). Градоначальник пообещал окончательно решить этот вопрос. А утром 28 февраля он заявил, что реконструкция злополучного моста и развязки на Шулявке продлится до 2019 г. В общем, как ни крути, а задыхаться Киеву в пробках еще несколько лет, поскольку не только Шулявский мост в городе держится на одном только честном слове. И с каждым годом состояние не улучшается.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>