Фото из открытых источников

Особенности тарифов

Vodafone и lifecell ввели тарифные планы еще летом, но у них ограниченный срок действия – до 31 января 2018 года. "Киевстар" об ограничениях по срокам не говорит, текущая тарифная линейка будет действовать до следующего обновления.

lifecell

Оператор lifecell был первым в гонке тарифов, и он представил свой план "Жара" с 20 ГБ мобильного интернета за 50 грн в июле 2017 года. 10 ГБ приходилось на любые сервисы, еще 10 – на "тяжелые" (Youtube, Megogo, Oll.TV и Divan.TV), безлимит – на собственный мессенджер lifecell – BIP. Кроме этого, безлимит внутри сети, 100 минут на звонки на сети других операторов.

К тарифу можно было подключиться до 30 сентября, но теперь похожие условия доступны в других тарифных планах для абонентов предоплаты, только дороже. Ближайший – "Абсолютная свобода L", куда также входят безлимитные соцсети и 750 минут звонков на номера всех мобильных операторов за 200 грн в месяц при тех же 20 ГБ трафика и дешевле, если объемы потребления меньше.

Также теперь у оператора есть тарифы Platinum и Platinum Plus: за 250 и 350 грн в месяц соответственно в распоряжении пользователя будет 15 или 20 ГБ мобильного интернета, безлимитные соцсети и мессенджер BIP, собственный музыкальный сервис Fizy, 500 или 1000 SMS по Украине и звонков внутри lifecell.

У lifecell самая сложная ситуация с абонентской базой в Украине. Оператор потерял за два с половиной года почти 2 млн пользователей – в основном тех, кто во времена Edge и "поштучной" тарификации услуг использовал вторую карточку для бесплатных входящих и дешевого мобильного интернета. С развитием 3G и переосмыслением тарифных планов всеми операторами у lifecell произошел самый большой отток среди большой тройки. Можно предположить, что запуском новых тарифов оператор хотел оттянуть на себя активную аудиторию интернет-пользователей. Но, очевидно, в условиях жесткой конкуренции это ноу-хау было временным – Vodafone и "Киевстар" не заставили себя долго ждать со своими вариантами интернет-безлимитов.

Vodafone

Vodafone первым из большой тройки украинских мобильных операторов представил тариф с безлимитным мобильным 3G-интернетом. Стоимость – 75 грн в месяц. За эти деньги пользователь также получает безлимит внутри сети, SMS – по 20 коп. и минуты на остальные сети по 0,50 коп.

Но Vodafone ввел ряд ограничений. Так, при использовании более 3 ГБ трафика в день скорость урезается до 0,8 Мбит/с до конца суток (если говорить о конкретных сценариях использования, то для просмотра онлайн-видео этого уже может быть мало, но для веб-серфинга и общения в соцсетях и мессенджерах достаточно). Доступ к файлообменникам (торрентам, например) закрыт, а скорость потокового видео ограничена до 1,2 Мбит/с. Также Vodafone закрывает для абонентов использование такой SIM-карты в модеме или раздаче данных через точку доступа на другие устройства. Это непривычная практика для Украины, но ее иногда используют другие мобильные операторы в мире.

"Киевстар"

"Киевстар" последним из операторов присоединился к гонке безлимитов. Компания представила свои тарифы 10 октября 2017 года, и в них есть существенное отличие от условий конкурентов – отсутствие ограничений как таковых при абонентской плате от 155 грн в месяц. В рамках пакета за 155 грн пользователи получают безлимитный интернет, в том числе без ограничений скорости в течение суток и сохранении скорости в стриминговых сервисах. Более того, тарифы с безлимитным интернетом допускают бесплатное использование услуги "SIM-пара", когда в дополнение к основной карточке абонент получает вторую с таким же номером для планшета, ноутбука или модема. Еще один нюанс: тарифные планы с безлимитным интернетом доступны не только на предоплате, но и для контрактных абонентов. Хотя тарифы "Киевстар" дороже конкурентов (в случае с lifecell – дороже "Жары", но доступнее "Абсолютной свободы L"). Таким образом, "Киевстар" стремится привлечь самых "тяжелых" пользователей – тех, которые потребляют больше всего трафика и, вероятно, уже имеют такую привычку. Кроме того, своим предложением оператор сразу целится в более платежеспособную аудиторию. Хотя по факту, скорее всего, объемы потребления не выйдут за те же максимальные сценарии (10 ГБ на легальное видео и 10 ГБ на весь остальной интернет), которые указаны у lifecell.

Зачем это операторам

На первый взгляд это выглядит как продолжение ценовой войны за абонента. Но украинская связь и так одна из самых дешевых в мире, здесь некуда спускаться. Операторам надо наращивать доходы. И новые тарифы помогут поднять ARPU – ежемесячную сумму, которую абонент тратит на связь. Операторы, так или иначе, говорили об этом, когда в стране только запускался 3G, – инвестиции в сеть надо возвращать.

По данным ІІ квартала 2017 года, у lifecell этот параметр составил 45,5 грн, у "Киевстара" – 48 грн, Vodafone конкретные цифры не озвучивает, но вряд ли они в разы отличаются от конкурентов. То есть среднестатистический украинский абонент тратит на мобильную связь менее 2 долл. в месяц. Для сравнения:, в России по состоянию на июнь 2017 года средний ARPU составлял 300 рублей (около 140 грн в месяц). В Германии последние три года средний ARPU оператора Vodafone составляет примерно 15 евро (около 470 грн), в Италии в І квартале 2017 года – 14,3 евро (450 грн), в Великобритании – 24,6 фунтов (860 грн). Оператор Orange в отчете за прошлый год указывает, что среднее ARPU по странам присутствия составляет 21,4 евро (670 грн). Все эти цифры намного выше украинских показателей. В свою очередь тарифы с большим объемом интернет-трафика выше среднего ARPU каждого оператора. Переход абонентов на новые тарифы, безусловно, позволит операторам повысить свои ежемесячные доходы. Но это не единственная причина.

Если посмотреть внимательно на условия тарифов, то становится очевидным, что каждый игрок дает абонентам привыкнуть к потреблению мультимедийного контента с мобильных устройств в любом месте – без привязки к Wi-Fi. Во всем мире во всех сетях (мобильных и фиксированных) видео является основным драйвером роста потребления трафика, что в свою очередь подстегивается развитием технологий сетей. В частности, ростом 4G, а также изменением поведения самих абонентов – новые интернет-пользователи из развивающихся стран предпочитают текстам голос и видео, у них нет привычки писать сообщения или читать статьи.

Новости по теме: Провайдеры повысят для украинцев цены на интернет как минимум на 50%, - профильная ассоциация

Украина также стоит на пороге 4G – сеть нового поколения должна появиться в крупных городах страны уже в следующем году, если все будет хорошо с тендерами. О том, зачем абонентам нужно 4G, можно много говорить – тема достойна отдельной статьи. Но чтобы операторы смогли в обозримом будущем окупить инвестиции в сеть, им нужны пользователи новой услуги, желательно сразу и желательно, чтобы они уже привыкли смотреть много онлайн-видео и сразу оценили преимущества сетей нового поколения. На руках у украинских пользователей уже есть критическая масса устройств с поддержкой сетей четвертого поколения. Но они пока не очень активно потребляют трафик. Так, по данным отчета "Киевстар", за ІІ квартал 2017 года среднее потребление трафика на абонента в месяц составило 758 МБ. Это примерно в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Vodafone и lifecell не озвучивали последних показателей, но у Vodafone сравнимые результаты были около года назад, то есть сейчас цифры должны были еще вырасти, так как компании это стимулировали новыми тарифами и акциями. Даже если этот параметр в два раза больше, это все равно немного. Так, по данным ежегодного отчета глобального оператора Vodafone (приводим его в качестве примера, так как это второй по размерам мобильный оператор в мире, который работает на многих рынках, поэтому его результаты во многом показательны) за 2016 год, 50% трафика в сети сгенерировали пользователи 4G, количество которых составляет 47 млн при общей базе оператора 462 млн и базе мобильных интернет-пользователей – 197 млн. Десятая часть абонентов оператора генерирует половину трафика в сети. И именно они – самый лакомый кусочек для оператора.

Соответственно, перед украинскими операторами стоит задача – приучить своих пользователей потреблять больше и показать, что это удобно и не разорительно. Таким же образом украинцев учили пользоваться роумингом – как результат, у всех операторов выросло потребление услуг за пределами страны. Безусловно, в 2018 году тарифы на мобильный интернет вырастут, но у абонентов уже сформируется привычка, и они будут готовы за нее платить. При этом если номинально расходы абонентов вырастут, то фактически стоимость связи или упадет, или останется на прежнем уровне, так как за те же деньги пользователи получат еще больше услуг. В частности, трафика.

Нина Глущенко