Знай свое место: Как в Киеве будут бороться с нарушителями правил парковки

Со дня на день киевские парковочные инспекторы начнут проводить разъяснительную работу с нарушителями правил парковки, стоянки и остановки, обещают в Киевской городской администрации. Ближе к июлю ожидается активная фаза – на лобовых стеклах появятся первые постановления об административных правонарушениях. Однако ориентироваться на эти даты преждевременно: еще не созданы нужные ведомственные реестры, программный комплекс Автоматизированной системы контроля оплаты парковки (АСКОП) и не утверждены подзаконные акты.

Знай свое место: Как в Киеве будут бороться с нарушителями правил парковки
Фото из открытых источников

Ксения Цивирко

Журналист

Со дня на день киевские парковочные инспекторы начнут проводить разъяснительную работу с нарушителями правил парковки, стоянки и остановки, обещают в Киевской городской администрации. Ближе к июлю ожидается активная фаза – на лобовых стеклах появятся первые постановления об административных правонарушениях. Однако ориентироваться на эти даты преждевременно: еще не созданы нужные ведомственные реестры, программный комплекс Автоматизированной системы контроля оплаты парковки (АСКОП) и не утверждены подзаконные акты.

На центральных улицах Киева почти не встретишь тротуар, которого не коснулось бы колесо автомобиля. Почти "под завязку" забиты платные парковки, не говоря уже о об импровизированных, которые не только мешают движению, становясь причиной пробок и аварий, но и создают лишние неудобства для пешеходов.

Новости по теме

Кроме того, сейчас наполнение бюджета от дневных парковок зависит только от добропорядочности водителей: после отказа от услуг парковщиков в 2017 году за оплатой никто не следит.

Вернуть городу контроль над дорожной и парковочной инфраструктурой призвана инспекция по парковке, которая обязана своим существованием закону "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств", вступившему в силу в сентябре прошлого года.

Столичные власти планировали, что десять первых парковочных инспекторов приступят к своим обязанностям еще в феврале, проводя разъяснительно-предупредительные рейды по городу, но до сих пор этого так и не произошло. "На ближайшей сессии Киевского городского совета нам предстоит установить в подзаконных актах, как должен парковочный инспектор выглядеть, какая у него должна быть форма, какие документы он должен иметь при себе, то есть утвердить юридический статус данного лица. Но независимо от того, когда парковочные инспекторы выйдут на улицы города, этапность их работы сохранится: первые два месяца они будут проводить разъяснительную работу с нарушителями, затем начнут выписывать штрафы и только потом получат возможность эвакуировать транспортные средства", - объясняет заместитель директора Департамента транспортной инфраструктуры КГГА и начальник управления по парковке Дмитрий Рахматуллин. 

Согласно закону, оформлять постановления об административных правонарушениях и эвакуировать авто можно будет только при наличии системы фото- и видеофиксации, которая бы в автоматическом режиме определяла дату, время и координаты выявленного нарушения, а также Единого государственного реестра транспортных средств и Реестра административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, интегрированных в систему. Все эти вещи находятся только на этапе разработки, поэтому точную дату часа икс для автомобилистов-нарушителей называть пока рано.

Однако, по словам Рахматуллина, несколько немецких и французских производителей планшетов уже проходят процедуру сертификации своей продукции, а перед единым оператором городских парковок – КП "Киевтранспарксервис" - уже стоит задача подготовить техническое задание для разработки Автоматизированной системы контроля оплаты парковки (АСКОП).

Несмотря на довольно расплывчатые и неопределенные сроки, когда все может пойти не по плану, к концу 2019 года столичная мэрия ожидает получить от "услуг по парковке" 100 млн гривен – почти втрое больше, чем было запланировано на 2018 год. К слову, отказ от парковщиков тоже оказался полезным для бюджета: в прошлом году КП "Киевтранспарксервис" впервые за последние годы получило небольшую прибыль – 5 миллионов (можно только представить, сколько денег оседало в карманах парковщиков, ведь после них оплачивать парковку на дневной площадке стало, по сути, добровольным делом)!

Штрафной десант – как все будет работать

Департамент транспортной инфраструктуры КГГА уже пополнил свой штат десяткой парковочных инспекторов, работа которых пока что сводится к "полной боевой готовности" в ожидании утверждения внешнего вида летней формы. До конца года планируют набрать 90 человек, а в перспективе команда инспекции по парковке должна состоять из 300 сотрудников. Все они будут иметь личный маршрут для инспектирования территории города, а за их передвижением можно будет даже следить при помощи GPS-связи по выданным рабочим смартфонам.

112.ua

После внесения Киевским городским советом нужных изменений в законодательные акты на лобовые стекла автомобилей-нарушителей уже в ближайшем будущем начнет приходить "предупредительная рассылка": красная брошюра с правилами парковки, стоянки и остановки и вложенное в нее уведомление о допущенном нарушении. "Парковочные инспекторы вводят на смартфоне номер транспортного средства, формируют предупреждение и распечатывают на мобильном принтере. На этом бланке будет содержаться вся информация, в том числе о том, в каком размере штраф в будущем будет выписан за аналогичное нарушение", - рассказывает о первом этапе парковочной реформы в Киеве Дмитрий Рахматуллин. На втором этапе, когда парковочных инспекторов вооружат планшетами и мобильными принтерами с установленной системой АСКОП, а также нагрудными камерами, появится возможность составлять постановления об административных взысканиях.

Прежде всего это касается нарушений правил парковки по части неоплаты. Ожидается, что система АСКОП сможет в автоматическом режиме, идентифицируя госномер автомобиля на фотографии, отслеживать все возможные виды платежей: через смс, мобильные приложения, паркоматы и платежные терминалы. Кроме того, если зарегистрироваться в АСКОП через веб-интерфейс пользователя парковочным пространством или мобильные приложения, у водителя появится возможность купить электронный абонемент и пополнить личный счет. Если система покажет, что парковка не оплачена, инспектор обязан подождать еще 10 минут: именно с этого времени наступает административная ответственность за неуплату парковочных услуг. Затем инспектор отправляет запрос в Единый государственный реестр транспортных средств, чтобы получить информацию об автовладельце, на имя которого будет выписан штраф. Программа, используя информацию доказательной базы (не менее двух фотографий с разных ракурсов с промежутком в 10 минут, вместе с данными о дате, времени и месте совершенного нарушения) автоматически генерирует постановление об административном взыскании, которое за считанные секунды распечатывается на мобильном принтере и остается ждать водителя на лобовом стекле.

Такие предупреждения вскоре появятся на стеклах нарушителей парковки КГГА

Такое постановление должно содержать информацию об обстоятельствах совершенного нарушения; техническом средстве, на который было зафиксировано нарушение; модель, марку, госномер автомобиля; размер штрафа; способы его оплаты, в том числе право оплатить лишь половину суммы в течение 10 банковских дней после того, как постановление вступит силу; идентификатор доступа на веб-сайт, где будут размещены фотографии, на которых зафиксированы обстоятельства нарушения правил парковки, остановки и стоянки, и электронный вариант постановления; отрывную квитанцию с реквизитами для оплаты.

Не позже чем на следующий день составленное постановление вносят в Реестр административных правонарушений в сфере дорожного движения, который пока что не создан. А в течение трех дней его бумажный вариант отправляют традиционным способом — заказным письмом на адрес прописки владельца или пользователя авто. Вручение конверта сотрудниками "Укрпочты" или отказ от получения является отправной точкой для действия постановления: с этих пор оно юридически вступило в силу. В течение 10 банковских дней с момента получения такого письма действует "скидка" на оплату штрафа — 50%. Но, если обвиняемый не согласен, в течение тех же 10 дней он имеет право обжаловать постановление. При этом административное взыскание аннулируется, если в течение 20 дней в исполком будет подано заявление об угоне машины или незаконном использовании номерных знаков; если настоящий "виновник торжества" явится в исполком с повинной и квитанцией об уплате штрафа; если владелец авто заявит о фактическом пользователе, предоставив нотариально заверенные документы об аренде, найме машины или доверенность.

Новости по теме

При этом избежать ответственности, проигнорировав письмо, не удастся: по истечении 30 дней с момента вступления в силу постановления его передают для принудительного исполнения, и авто будет задержано на ближайшем посту полиции. Заявление о том, что информация про совершенное административное правонарушение не поступала, тоже не является оправданием: законом предусмотрено, что владелец авто может обратиться в любое территориальное отделение сервисного центра МВД и внести в Единый реестр транспортных средств данные о своем адресе электронной почты и номере мобильного телефона, на которые парковочный инспектор тоже обязан сообщить об административном взыскании. В то же время водитель имеет полное право отказаться оплачивать парковочные услуги, если обустройство платной парковки не соответствует правилам. Более того, за состоянием таких площадок должны следить уполномоченные исполкомами лица и даже штрафовать нерадивых субъектов хозяйствования, но на данный момент функции контроля выполняют сотрудники КП "Киевтранспарксервис".

В целом, парковочный инспектор имеет право составлять постановление об административном взыскании в следующих случаях:

  • За неуплату парковки — штраф в размере 20-кратного тарифа за час парковки в зависимости от территориальной зоны (тариф в 3-й зоне — 5 грн в час, во 2-й — 7 грн, в 1-й – 10 грн);
  • За парковку на льготном месте без имеющихся на то прав — штраф в размере 30-кратного тарифа за час парковки в зависимости от территориальной зоны;
  • За стоянку под запрещающими знаками — штраф в размере 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (255 грн);
  • За остановку и стоянку, которая существенно препятствует дорожному движению (в случае парковки на проезжей части, на железнодорожных переездах, тротуарах, пешеходных переходах, на месте проведения дорожных работ и т.д) — штраф в размере 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (510 грн) и эвакуация транспортного средства.

Временное задержание транспортных средств войдет в полномочия парковочных инспекторов на третьем этапе, ближе к осени. Забрать свое авто со штрафплощадки можно будет только после оплаты административного взыскания и расходов на перевозку (за авто весом до 2 тонн — 720 грн, до 3 тонн — 840 грн, свыше 3 тонн – 1020 грн) и хранение (144 грн в сутки, а с 8 дня –  24 грн в сутки).

При этом парковочные инспекторы не имеют права принимать наличные: за это тоже предусмотрен штраф в размере от 15 до 70 необлагаемых минимумов. Но, кто будет за этим следить, пока не понятно. 

Важно отметить, что вопреки логике парковочные инспекторы не имеют права штрафовать за незаконную парковку на месте для инвалидов: это все еще остается исключительно в компетенции патрульных полицейских, так как только они могут требовать от водителя предоставить соответствующие документы.

Идеи хорошие, но инфраструктура не готова

Как и все санкции, штрафы за неправильную парковку направлены не на бессмысленное устрашение столичных автомобилистов, а на фактическое преобразование городской инфраструктуры. Киевские власти давно говорят о рациональном использовании парковочного пространства на западный манер: предлагают оставлять своего железного коня на парковках 2-й и 3-й зоны, перехватывающих паркингах на окраинах и добираться до центра общественным транспортом.

"В центре Киева мы планируем увеличить количество общественного транспорта. Схемы парковок на этой территории будут пересматриваться, чтобы освободить место для полос движения общественного транспорта, но количество парковок снизится несущественно — процентов на 10. Кроме того, перед городом стоит задача оборудовать центр роторными парковками, то есть многоуровневыми механизированными паркингами. Но, согласно действующим государственным строительным нормам, возведение такой парковки равносильно строительству бетонного паркинга. Хотя это совсем разные вещи, и роторная парковка имеет более упрощенную конструкцию. Получение разрешения на обустройство такой парковки должно быть более доступным", - считает Дмитрий Рахматуллин.

Дмитрий Рахматуллин КГГА

За благими целями модернизировать парковочное пространство и разгрузить центр столицы от автомобильных баррикад не успевают появляться соответствующие возможности. Так, на сегодня на киевских номерах ездят более миллиона автомобилей, и в дополнение к этому ежедневно из регионов приезжают еще десятки тысяч машин. При этом на все про все в столице оборудовано всего лишь около 50 тыс. парковочных мест. Согласно "Концепции развития парковочного пространства в Киеве", количество паркомест должно ежегодно увеличиваться на 20 тыс. штук, достигнув в 2022 году отметки в 125 тыс. Однако фактические темпы строительства едва поспевают за запланированными: с 2015 по 2019 год их количество выросло всего на 25 тыс. мест. Да и обустройство парковочных площадок оставляет желать лучшего: на 1019 парковках работают всего 36 паркоматов!

Новости по теме

Кроме того, у правоохранительных органов есть ряд вопросов по поводу заключения договоров с КП "Киевтранспарксервис" на право эксплуатации специально отведенных парковочных площадок (так называемых ночных парковок). Согласно материалам досудебного следствия (№ 12017100010010407), Государственная аудиторская служба Украины выявила, что такие договора содержат "недостоверные сведения относительно реального количества машиномест на соответствующих парковочных площадках". Другими словами, "на бумаге" количество паркомест гораздо ниже, чем в реальности, и доходы с этих призрачных паркомест не попадают в городской бюджет. За период с 01.12.2017 по 01.08.2018 сумма убытков, по подсчету аудиторской службы, составила 10 млн грн.

"Еще одна проблема — заключение так называемых предварительных договоров, которые по факту не несут никакой юридической силы. Их КП "Киевтранспарксервис" заключает непосредственно с контрагентом для того, чтобы вывести из реестра парковочные площадки, которые предназначены для продажи на ProZorro. Кроме того, предназначенные для парковок земельные участки иногда используются не совсем по назначению. С коммунальным предприятием единоразово составляется инвестиционный договор с целью расширения парковочной инфраструктуры с правом эксплуатации, например, на 10 лет. По проекту парковка остается, но рядом с ней появляется новое здание", - рассказывает руководитель Общественной организации "Развитие инфраструктуры" Станислав Гвоздиков.

Однако нельзя не отметить, что столичные власти способны признать свои ошибки: в марте Киевсовет принял решение, согласно которому парковочные площадки могут быть переданы в частные руки исключительно через систему ProZorro.Продажи. При этом заключать договора на право оборудования и эксплуатации можно только на специально оборудованные площадки (ночные паркинги), а отведенные площадки (вдоль дорог на проезжей части) остаются под контролем коммунального предприятия.

А это законно?

В то же время юристы скептически относятся к эффективности работы парковочных инспекторов. Внесенные изменения в законодательную базу предполагают, что постановления об административных взысканиях за нарушения правил парковки, остановки и стоянки могут быть выписаны в случае автоматической фиксации правонарушения. 3 октября прошлого года Кабмин расширил перечень средств измерительной техники для контроля безопасности дорожного движения и утвердил новый Технический регламент, на основании которого будут проводиться сертификация и поверка приборов. Однако неизвестно, насколько качественно будет разработана программа АСКОП и будет ли она способна фиксировать обстоятельства правонарушения полностью в автоматическом режиме, без вмешательства парковочного инспектора. При этом из бюджета уже выделено 53 млн грн на разработку программы АСКОП и закупку 113 планшетов и принтеров.

"Водители смогут оспорить постановления об административных взысканиях в первую очередь потому, что изменения в административный кодекс противоречат Конституции Украины. Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств" устанавливает, что к административной ответственности может привлекаться владелец транспортного средства, а не фактический нарушитель. Но это противоречит конституционной норме, согласно которой юридическая ответственность имеет индивидуальный характер. Кроме того, нарушается принцип правовой неопределенности. Авторы законопроекта ссылаются на практику Европейского суда по правам человека, но то решение было принято на основании законодательства Нидерландов, где действует принцип солидарной ответственности. Наше законодательство отличается, и это нововведение противоречит нашей Конституции", - считает автоюрист Владимир Караваев.

Конечно, выписывать штрафы за неправильную парковку, не дожидаясь водителя, гораздо эффективнее старой схемы, когда полицейским приходилось еще искать понятых для составления протокола. Но, по мнению Караваева, новый механизм требует доработки. Например, в Польше есть штраф за то, что владелец автомобиля не сообщил о фактическом пользователе авто.

Ксения Цивирко

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>