Завладение землей под "Буковель" и странные тендеры на дороги: "Зворотний бік" Александра Шевченко и его бизнеса

112.ua

Бизнесмен Александр Шевченко баллотируется в президенты Украины и рассказывает, что хочет построить такую же процветающую Украину, как его детище – горнолыжный комплекс "Буковель". Впрочем, расследование журналистов программы "Зворотний бік" показывает, что бизнесовая биография Шевченко не такая уж и романтичная, как об этом говорит реклама кандидата.

"Это бизнесмен из 90-х со всеми связанными с этим минусами и плюсами. Он возил товары в Польшу, когда создавал первые предприятия, но я думаю, если поехать в какую-то коломыйскую глубинку и увидеть несколько сахарных заводов, которые уничтожены, и сказать там фамилию Александра Шевченко, то можем увидеть совсем другую историю – не такую уж и романтическую", - говорит шеф-редактор портала Galka.if.ua Вадим Войтик.

Братья Шевченко в свое время создали известную ныне фирму "Скорзонера". В расследовании идет речь о том, что успех компании обеспечило присутствие среди учредителей местного авторитета Анатолия Попадюка, который впоследствии станет коммерческим директором НАК "Нафтогаз".

"Братья Шевченко часто рассказывают, что идея создать горнолыжный курорт "европейского уровня" возникла у них именно в конце 90-х, когда отдыхали в австрийских Альпах. Неизвестно, осталось ли бы это обычными фантазиями, если бы их не подкрепил большой капитал. Ведь в начале двухтысячных в регион заходит днепропетровская группа "Приват", - говорится в материале.

Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов заинтересовались проектом. Правда, курорт "Буковель" разрастался не так красиво, как это рисуют в рекламных буклетах.

"Когда они начинали на Буковеле, первое, что началось – это завладение землями в не совсем законный способ, сплошная вырубка лесов, потом появился якобы курорт "Буковель". Управляющим там стал Александр Шевченко", - говорит журналист Роман Реведжук.

"Буковель" строили по такой схеме: в собственности компании "Скорзонера" были ключевые земельные участки, которые сдавали в аренду 30-ти маленьким фирмам, которые и сооружали там объекты инфраструктуры. Эти фирмы принадлежали "нужным" людям, что значительно упрощало процесс освоения земель.

Чем больше "Буковель" развивался, тем больше нужно было площадей под строительство. Пришлось привлекать местную власть. В 2002 году мэром города Яремче становится Николай Палийчук. Именно тогда за государственные средства начинают ремонтировать дороги в "Буковель". А когда Палийчук садится в кресло председателя Ивано-Франковской ОГА – к территории села Поляница добавляют сразу 200 гектаров! Это те самые лесные склоны, что были так нужны для расширения курорта. Из-за этого в 2010 году вспыхнул громкий скандал, отмечают журналисты.

Как утверждали следователи Генпрокуратуры, за землю значительно недоплатили: государственный бюджет недополучил свыше 66 миллионов гривен. По тогдашнему курсу – это около 8 миллионов долларов! В ответ в прессе появились статьи, что курорт пытается "отжать" президент Янукович. Дальше спасать от ГПУ подтянулись Виктор Ющенко и послы иностранных государств. В итоге дело прикрыли.

Далее владельцы "Буковель" продолжили из года в год получать миллионные прибыли. Бренд карпатского горнолыжного курорта стал широкоизвестен, людей приезжало все больше.

И в то же время увеличивалось и нарекание на низкое качество дорог вокруг курорта. Но и эту проблему Александр Шевченко смог решить с пользой для себя.

"В 2004 году появляется компания "ПБС". На ее сайте говорится, что местом испытания для строительства дорог стал комплекс "Буковель". Также читателей информируют, что фирма ежегодно выигрывает десятки дорожных тендеров. Как это удается? Ответ прост – формальный руководитель "ПБС" – народный депутат Александр Шевченко", - говорится в выпуске.

За 2016 и 2017 годы Ивано-Франковская область получила больше всего субвенций на социально-экономическое развитие – 506 миллионов гривен. На 83-й избирательный округ, в котором Александр Шевченко прошел в парламент, было выделено 32 миллиона гривен. Это чуть ли не самая большая субвенция, которую Кабмин в течение 2017 года предоставил для ремонта автодорог. Большинство этих средств освоила фирма "ПБС".

Еще около двух миллионов гривен досталось предприятию ООО "Добробуд-ИФ" Александра Грынива, который работает помощником Александра Шевченко на общественных началах.

В открытых источниках есть такие цифры: за период с апреля 2015 по апрель 2018 "ПБС" выиграла более 150 тендеров на сумму свыше 5 миллиардов гривен.

Используя депутатский мандат, еще до внедрения системы "Прозорро", Шевченко давил на тендерные комитеты в Ивано-Франковске и получил доступ к коммерческой тайне. Когда материал опубликовали, пришлось оправдываться перед журналистами. Нардеп объяснял, что в документах могли быть подтасовки и махинации, которые он вместе с сотрудниками подконтрольной фирмы решил предотвратить.

А уже через 10 дней после скандального визита нардепа компания "ПБС" выигрывает тендер на ремонт дороги Мукачево – Львов. Свои услуги оценивает в 326 миллионов гривен. Это на 70 миллионов больше, чем у ближайшего конкурента, говорится в расследовании.

"С 2015 года все тендеры проводят через систему ProZorro. Там сразу видно, кто, что и за какие деньги заказывает. Однако со временем оказалось – отечественные коррупционеры научились обходить даже ее. Наиболее распространенный способ – специально прописать в тендере такие технические требования, чтобы прошла только своя фирма. Или же участие в торгах принимают несколько подставных компаний, которые специально указывают завышенные цены. Главная фишка строительства автомагистралей от "ПБС" – использование технологии холодного ресайклинга. Ее и прописывают в тендерной документации", - говорится в материале.

Еще одна золотая жила, откуда можно потянуть государственные средства, – это уход за дорогами. Весной этого года Служба автомобильных дорог в Ивано-Франковской области по результатам тендеров заказала у компании "ПБС" услуги по содержанию ряда трасс государственного значения на сумму более 390 миллионов гривен.

"После этого придумана еще одна технология, как получать дополнительные средства – дороги передаются в содержание этой же фирме. "ПБС" руководит дорогами в Ивано-Франковской области. Счет пошел на полтора миллиарда гривен – это цифра, которую "ПБС" освоила на дорогах Прикарпатья", - уверяет Вадим Войтик.

Такая бурная и изобретательная деятельность получила признание. В последние годы "ПБС" – постоянный клиент правоохранительных и контрольных органов. В 2015-м было открыто дело по закупкам стройматериалов у связанных с ней фирм – "Автомагистраль-Юг", "Скорзонера", "ДриадаРиалЭстейт", "Вита Констракшн". Как результат, цены завышены более чем на 22 миллиона гривен.

В начале 2017-го Государственная фискальная служба подозревает компанию Шевченко в необоснованном увеличении стоимости ремонта дорог на 25 миллионов гривен. А в этом году с обысками к буковинской фирме наведались и сотрудники СБУ. Отбиваться пришлось с парламентской трибуны. Господин Шевченко заявил о политическом преследовании и расправе над оппозицией. Теперь уже президентом Порошенко.

Источник: 112.ua

Новости по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>