Анна Новосад
"Украинская правда"

Парламентская ассамблея Совета Европы принятием 12 октября резолюции касательно украинского закона "Об образовании" показала свою неспособность выработать сбалансированную позицию, поскольку аргументы украинской стороны не были приняты во внимание. Об этом в эксклюзивном комментарии телеканалу "112 Украина" заявила начальник управления международного сотрудничества Министерства образования и науки Украины Анна Новосад.

"Позиция МОН следующая. Обеспокоенность ПАСЕ может вызвать нашу обеспокоенность в ответ, потому что Совет Европы показал, что они в этом вопросе не способны выработать сбалансированную позицию, которая бы учитывала аргументы украинской стороны. Тот принятый текст резолюции отображает лишь позицию Венгрии и Румынии. Аргументы украинской стороны во внимание приняты не были", – отметила она.

"По состоянию на вчера нашему вниманию был представлен совершенно другой драфт (проект) резолюции докладчиком-эстонцем Андресом Херкелем. Но сегодня проголосовали совершенно другой текст доклада, который изъял все те вещи, касающиеся имплементации закона", – сообщила Новосад.

По ее словам, Украина рассчитывает, что Венецианская комиссия в отличие от ПАСЕ все-таки предоставит свой независимый экспертный вывод.

"Мы ожидаем экспертное заключение до конца года или в начале 2018 года", – подчеркнула она.

Как сообщалось, 12 октября Парламентская ассамблея Совета Европы во время дебатов приняла резолюцию касательно украинского закона "Об образовании". Украинские власти, в частности, призвали прислушаться к замечаниям Венецианской комиссии, а также продумать "более гибкую модель" двуязычного образования с учетом интересов тех, кто принадлежит коренным народам и национальным меньшинствам.

"Возможно, контрольный показатель может составить не менее 60% учебных программ на украинском языке и до 40% - на языке меньшинства", - отмечено в резолюции.

Согласно документу, Ассамблея предлагает взять за основу три принципа, которые помогут найти общий язык между заинтересованными сторонами. Так, первый принцип заключается в том, что государство может настаивать на изучении государственного языка в образовательных учреждениях всеми, потому что его знание "является фактором социальной сплоченности и интеграции". Второй принцип предполагает, что наряду с защитой официального языка государство должно принимать меры для защиты языка и национальных меньшинств. Третий принцип направлен на отсутствие дискриминации. 

По мнению членов ПАСЕ, закон Украины ущемляет права меньшинств в изучении их языка, т.к. оно проводится наряду с изучением украинского языка и только до начальных классов. В то же время Ассамблея признает, что "преподавание исключительно на языке меньшинства может отрицательно сказаться на лицах, которые таким образом не смогут получить достаточный уровень знания официального языка и поступить в высшие учебные заведения". 

"Ассамблея настоятельно призывает украинские власти проявить лояльность в отношении продолжительности процесса и учесть конкретные условия соответствующих сообществ в различных областях. Ассамблея осознает, что украиноязычное меньшинство в соседних странах не имеет право на одноязычное образование на родном языке. Поэтому Ассамблея рекомендует властям соседних стран, которые законно призывают к защите своих меньшинств, проявить готовность предложить украинцам, проживающим в их странах, аналогичные условия тем, которые они требуют для своих. Ассамблея будет продолжать следить за развитием событий в Украине в отношении защиты и продвижения региональных языков и языков меньшинств", - подытожено в тексте резолюции.