Из открытых источников

Правительственный квартал с утра стоит в пробках. Возле здания Верховной Рады сотни людей под флагами общественной организации "Авто Евро Сила", бьют в импровизированные барабаны (палками по металлическим бочкам), иногда скандируя угрюмое "Каждому украинцу доступное авто!". За ними спокойно наблюдают десятки правоохранителей.

Так проходит анонсированная несколькими днями ранее так называемая "100 тысячная" акция "За доступную растаможку авто", требованиями которой являются, кроме уже названного, является создание "единого окна" и упрощение механизма растаможивания автомобилей, в том числе уже ввезенных из-за границы, отмена ограничений Евро 5 и на перепродажу машин из ЕС, а также введение моратория на преследование ввезенных из-за границы авто до принятия доступной для каждого украинца растаможки.

Организаторы акции рассчитывают, что сегодня в митинге примет участие до 3700 автомобилей.

Что не так с машинами из ЕС

Основа для сегодняшней проблемы была фактически создана в 2014 году. Дело в том, что в Украину запрещено ввозить авто старше 2010 года выпуска, поскольку такой автомобиль растаможить невозможно. Растаможить авто 2010 года и моложе сейчас стоит не меньше половины стоимости машины, что делает легальный завоз бессмысленным.

Как известно, за иностранный автомобиль необходимо заплатить пошлину (10% от стоимости), акцизный сбор (его размер может достигать нескольких тысяч долларов и зависит от объема двигателя и года выпуска машины) и 20% НДС. Так, к примеру, если покупать в Польше подержанный автомобиль Ford Focus Mk2 2012 года выпуска с объемом двигателя 1600 куб. см и пробегом 100,7 тыс. км, он может обойтись в 4288 евро. От этой суммы придется заплатить пошлину – 428,8 евро; акцизный сбор по ставке 0,267 евро за каждый куб. см – это 427,2 евро; налог в Пенсионный фонд 3% – 154 евро плюс 20% НДС от стоимости авто вместе с акцизным сбором и пошлиной – 1029 евро. В целом Ford Focus обойдется в 6327 евро.

Однако, в 2014 году парламентарии разрешили ввозить автомобили из Европы без растаможки транзитом на 10 дней (5 дней в случае перемещения в зоне деятельности одной таможни). Такое решение было принято для нужд сил Антитеррористической операции (АТО) на востоке Украины. Волонтеры пригнали из Восточной Европы старые автомобили и отправляли их на линию фронта для украинских военнослужащих. Там такие машины "убивались" за несколько месяцев, но было не жалко за счет низкой стоимости. Позже правоохранительные органы заметили, что за последние несколько лет количество автомобилей ввезенных в Украину на условиях временного ввоза выросло до 600 тысяч, и ездят они по всей стране. Для понимания, приведенное число авто соответствует количеству всех машин в Киеве.

При отсутствии реального механизма проверки со стороны таможни, выехала ли ввезенная на условиях транзита машина через 5 - 10 дней, привозить автомобили из Европы стало прибыльным бизнесом, к тому же выгодным для людей. Подробнее об этом в нашем материале "Авто на "литовских" номерах: абсолютное зло или способ почувствовать себя человеком".

Кто и как штрафует за авто с европейскими номерами

Так в этом году водителей автомобилей с европейскими номерами начали жестко штрафовать. В общем если такое авто находится на одни сутки больше, чем положено Таможенным кодексом Украины, водителю грозит штраф в 85 грн. Если же машина задержалась в стране от 1 до 10 суток – придется заплатить штраф в размере 3,4 тыс. грн, более 10 суток – 8,5 тыс. грн.

Кроме этого, если автомобиль принадлежит иностранцу, а за его рулем находится украинец – машину могут конфисковать. Автомобиль гражданина Украины могут арестовать, если он откажется платить штраф. Если же иностранец ввез в Украину авто, а вернулся на родину без него, украинские правоохранительные органы могут обратиться в страну резидента с требованием оштрафовать нарушителя. Также автомобили без регистрации могут объявить в розыск.

Примечательно, установления факта нарушения таможенных правил сотрудниками полиции сегодня невозможно в силу отсутствия доступа к данным таможенной базы, а следовательно у них нет законных оснований для задержания автомобиля с европейскими номерами. Однако, водители таких автомобилей задерживаются полицией. Если водитель не может объяснить, на каких условиях он управляет транспортным средством и показать документы, или же утверждает, что это его авто на правах собственности, правоохранители вызывают таможенников, и те составляют протоколы на нарушение ст. 485 Таможенного кодекса Украины, а это штраф в размере до 300% таможенных платежей.

Так, в начале августа суд оштрафовал украинца на 420 тыс. грн и конфисковал машину, за то, что тот более года управлял транспортным средством с иностранной регистрацией на условиях доверенности. Кроме того, известные практики наложения штрафа за подобное нарушение в 1,682 млн грн с конфискацией авто. Такие суммы штрафов устанавливаются, если в суде будет доказано, что владелец машины не просто "прозевал" сроки и не успел растаможить автомобиль, а умышленно уклонялся от уплаты налога.

Какие решения предлагают в Раде

Примечательно, в июле прошлого года парламент принял законопроект 3251 – до 2018 года ставку акцизного ввоза автомобилей значительно сократили. Если до этого за автомобиль с двигателем в 1000 кубических сантиметров приходилось платить от 1,09 до 1,44 евро за каждый сантиметр, после нововведения ставку снизили до 0,102 евро. Так, если в 2015-м акциз на машину с объемом двигателя 1000 кубических сантиметра колебался в пределах 1090 – 1440 евро, в июле прошлого года его сократили до 102 евро. Правда, это касается только автомобилей, соответствующих стандарту Евро-5. Это машины, выпущенные после 2010 года. В законе сказано: машину по льготной ставке украинец может купить лишь для себя. Продать такой автомобиль можно только через год после покупки.

Сейчас в Верховной Раде зарегистрировано четыре законопроекта, которые предусматривают увеличение срока транзита автомобилей. Если документы поддержат, украинцы смогут легально ездить на машинах с иностранными номерами дольше 10 суток. Или же, как предлагают авторы одного из законопроектов, ежегодно платить за использование такого автомобиля 6 тыс. грн.

В то же время Государственная фискальная служба подготовила законопроект, который предусматривает введение штрафов для владельцев автомобилей на иностранных номерах в сумме стоимости транспортного средства, если машина находилась на территории государства более 20 дней. По словам заместитель директора департамента организации противодействия таможенным правонарушениям ДФС Алексея Сивирина, Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли согласовали этот документ в начале августа и передали в Государственную регуляторную службу.