IKEA: как изменится мебельный рынок Украины после выхода компании-гиганта

.

Группа компаний IKEA в очередной раз заявила о выходе на украинский рынок. К чему приведет появление мебельного гиганта в нашей стране, и как это аукнется отечественному производителю, уже анализируют эксперты.

Релиз без сроков

О шведском концерне IKEA, специализирующемся на продаже мебели и товаров для дома, не знает разве что инопланетянин. Доступный и практичный масс-маркет, главной фишкой которого является простота в сборке и эксплуатации, полюбился потребителям всего мира. Продукция компании представлена более чем в 40 странах мира. Украины в этом списке пока нет.

Справедливости ради стоит отметить, что ворваться на украинский рынок одна из крупнейших сетей мебельных торговых центров пытается уже более 10 лет. Однако все попытки IKEA оказались тщетными: договориться с властью о выделении земли так и не удалось. Поговаривают, что за решение вопроса чиновники запросили взятку, исчисляемую десятками миллионов долларов. Идти на коррупцию представители мебельного гиганта отказались.

Очередная волна разговоров о пришествии концерна IKEA в Украину поднялась в июне. Сначала интерес подогрел председатель правления компании "Мандарин Плаза" Александр Черницкий. Он отметил, что IKEA могла бы обосноваться на площадях ТРЦ "Южный", который обещает стать самым масштабным в стране. Стройка этого объекта запланирована на конец года в Голосеевском районе Киева.

А позже свое желание работать в Украине подтвердили и в самой IKEA. Представители компании сообщили, что франшиза для нашей страны уже предоставлена. Вот только называть точные сроки выхода на наш рынок не спешат – на сегодня их просто нет.

Конкуренция как мотивация                                                              

Украинские производители терять времени даром не стали. Прогрессивные воспользовались паузой, которую взяла IKEA, и принялись осваивать ее нишу. В попытках покорить средний и ниже среднего ценовой сегмент наши компании, невзирая на кризис, принялись осваивать новые технологии, экспериментировать с дизайном и обновлять линейку продукции.

Реакция потребителя не заставила себя долго ждать: улучшение качества и доступные цены повысили спрос на отечественный товар. А благодаря вхождению Украины в зону свободной торговли ЕС наши производители увидели зеленый свет и для выхода на зарубежные рынки.

С одной стороны, соглашение с ЕС должно дать толчок развитию мебельной промышленности в Украине. С другой – мелкие и средние производства рискуют кануть в Лету, не выдержав натиска мировых гигантов. Но те, что выдержат конкуренцию, получат возможность освоить рынки сбыта во всей Европе.

Правда, и наш рынок теперь активно штурмуют импортные товары. Противостоять западным гигантам нашим мебельщикам крайне трудно – их финансовые возможности куда больше. Перехватить инициативу в отсутствие IKEA решили путем освоения формата супермаркетов и гипермаркетов. Преодолеть конкуренцию в какой-то мере помогли политические и экономические трудности: украинцы все больше отдают предпочтение отечественному производителю. Для привлечения клиентов мебельщикам приходится уделять особое внимание качеству как самого товара, так и обслуживания покупателей. Сроки доставки существенно сократили, а саму продукцию ныне представляют полнее. Так, в регионах пользуются популярностью мебельные супермаркеты, в которых представлена продукция сразу нескольких операторов.

Предлагают украинские компании и комплексный дизайн интерьеров от ремонта до расстановки мебели.

Отметим, что активнее всего сегодня развивается рынок домашней мебели. А вот сегмент эксклюзивной и дорогой офисной по-прежнему за импортом: на нем прочно укрепилась итальянская, немецкая и испанская продукция.

Что нас тормозит

В целом львиную часть украинского рынка сегодня занимают мелкие производители. Многие из них жертвуют качеством, используя низкопробные комплектующие. В результате рынок заполонили дешевые подделки, выдаваемые за известный бренд.

Рывок вперед украинским операторам не дает сделать и отсутствие хороших дизайнерских решений. Это итальянская мебель славится дизайнерскими разработками, немецкая зарекомендовала себя лучшей в техническом плане, испанская покоряет элементами ручной работы. Мы этим, увы, похвастаться еще не можем. Впрочем, есть у европейской мебели и недостатки: наш потребитель не готов платить за нее высокую цену и терпеть долгие сроки изготовления.

Отметим, что украинцы все же могут составить конкуренцию импортерам. И среди наших производителей есть те, кто давно соблюдает итальянские стандарты производства и предлагает клиенту индивидуально разработанный дизайн. В передовиках – компании MERX, "АМАТИ", "Энран", "Прогресс", "Новый Стиль", "ЭКМИ-мебель", ROSSATTI и другие. В общей сложности мебельный рынок Украины сегодня представляют порядка трех тысяч предприятий. И каждая из фирм буквально ринулась покорять клиента. Ставку сделали на борьбу за постоянных покупателей. Приверженность бренду "воспитывают" многочисленными программами лояльности и дисконтами, всевозможными акциями и призами.

Операторы рынка уверены: переживут кризис и составят конкуренцию импорту лишь те, кто освоит современные технологии. Качество, дизайн, многофункциональность, практичность – вот "киты", на которых будет держаться прибыль. Развивать все эти качества поможет, несомненно, и использование зарубежного опыта. У нас множество компаний, поставляющих свою продукцию в Европу и на Ближний Восток, спрос на украинскую мебель наблюдается в Польше, Беларуси, Молдове, Казахстане.

Мы постепенно увеличиваем экспорт, имея для этого все предпосылки – недорогую рабочую силу и избыток сырья. Украинские производители уже освоили все направления мебельного рынка – это мебель для дома и офиса, кафе и ресторанов, баз отдыха и учебных заведений. Компании сегодня готовы бороться не только за отечественного, но и зарубежного потребителя. И развиваться, несмотря ни на что.

Мнение экспертов

Как изменится мебельный рынок Украины после того, как на него выйдет компания IKEA, мы поинтересовались у экспертов. И вот что они ответили.

 

Глава экспортного комитета Украинской Ассоциации Мебельщиков Владимир Патис

- Как изменится мебельный рынок Украины с выходом компании IKEA?       

- Думаю, по мебельному рынку Украины появление в нашей стране IKEA особо не ударит. Некоторые производители будут только в выигрыше, поскольку IKEA уже ищет поставщиков среди украинских компаний, в том числе ведя переговоры в рамках нашей ассоциации. IKEA заинтересована в том, чтобы не возить к нам товар, а производить его здесь, на месте. Для этого сейчас и создается пул поставщиков.

На сегодня акцент они делают на аксессуарах. А вот с мебелью большой конкуренции нашим производителям IKEA не составит. Они откусят кусок рынка лишь в недорогом сегменте. Задача наших производителей сейчас – выходить на экспортные рынки. Появление IKEA их только подстегнет развиваться и двигаться дальше – это простая конкуренция. Да, определенный вызов есть, но для нас это не проблема. Взять хотя бы статистику: с 2013 года экспорт мебели украинского производства ежегодно растет на 50 %. И это несмотря на ситуацию в стране. К тому же, мы можем проанализировать ситуацию в Польше. После выхода IKEA на их рынок никакого удара не произошло. Польша – четвертая в мире по экспорту мебели, и никаких сдвигов в этой статистике не случилось.

- Какую долю рынка компания IKEA займет за первый год работы в Украине? 

- С учетом того, что пока они собираются открываться только в Киеве, думаю, этот процент будет небольшим. К тому же, у IKEA свой стиль – минимализм, а наши люди к нему еще не привыкли. Однозначно пока можно спрогнозировать лишь то, что в выигрыше окажутся украинские производители, с которыми IKEA будет работать.

.

Один из основателей интернет-магазина "Диваны для нирваны" Александр Ковтун

 

- Как изменится мебельный рынок Украины с выходом компании IKEA?      

- Мне кажется, IKEA отвоюет большой процент покупателей среднего класса. Дешевый сегмент мебели не пострадает: с IKEA они просто не будут пересекаться. Эта компания – конкурент для среднего диапазона цен и выше среднего.

Думаю, первое время у них будет наплыв людей. Интерес к IKEA в Украине очень подогрет: они пытались попасть на наш рынок более 10 лет. Их магазины будут посещать даже те, кому мебель не нужна, поэтому спросом будут пользоваться аксессуары и товары для дома. Сама мебель вряд ли будет идти нарасхват. В Европе IKEA очень доступна по цене, у нас, в связи с курсом доллара и евро, уже нет. Думаю, если бы курс доллара был 10-12 гривен, они бы многих украинских производителей выбили с рынка. Ныне же покупать у них мебель будут только те, кто готов платить за имя и идеи.

- Какую долю рынка компания IKEA займет за первый год работы в Украине?

- Насколько мне известно, IKEA собирается открываться лишь в Киеве, а столичный рынок нельзя сравнивать с другими городами. Если они откроют в Киеве один магазин, то максимум "съедят" 20 % рынка города. В масштабах всей страны эта цифра будет незначительной и вряд ли перешагнет десятипроцентный рубеж.

Зато со стопроцентной уверенностью можно говорить о том, что IKEA обнажит проблемы украинского мебельного рынка. Ее преимущества – это современный дизайн (чем наши производители похвастаться, увы, не могут), идеальное сочетание цены и качества (таких диванов в Украине производят не более 10 %), безопасность мебели (она проходит тщательный контроль). Свою роль, безусловно, сыграет и раскрученность бренда: в IKEA будут ездить из других городов. Но думаю, что даже в совокупности все эти факторы по мебельному рынку Украины сильно не ударят. IKEA пойдет нашим производителям на пользу. Эта компания привнесет в наш рынок тренды и заставит мебельщиков принимать новые решения.

 

Из открытых источников

Руководитель департамента "МЕБЕЛЬ" ООО "Эпицентр К" Александр Лукьянченко

- Как изменится мебельный рынок Украины с выходом компании IKEA?      

- Думаю, выход IKEA на украинский рынок сулит только позитивные изменения. В первую очередь для покупателя: мы получим еще одного профессионального офлайн- и онлайн-оператора по продаже мебели. Конкуренция всегда дает покупателю широту выбора. Во-вторых, покупатель получает прямой доступ к товару, не переплачивая посредникам, которых в Украине сегодня десятки. В-третьих, IKEA в каждой стране мотивирует покупателя самостоятельно выбирать мебель, проектировать кухню или шкаф, а затем и собирать свой заказ на складе. И, что самое интересное, в каждой стране, где работает IKEA, ей удается этого добиться. Уверен, что в Украине, где покупатель избалован предоставляемыми продавцами мебели услугами и сервисами, IKEA тоже добьется своего результата.

Что касается самого мебельного рынка, то ситуация на нем сильно не изменится. IKEA работает в своем формате и в своем стиле. Многим производителям не удастся стать поставщиками IKEA, как бы им того ни хотелось. Высокие требования к качеству товара, упаковке, гарантированным объемам поставок всегда были слабой стороной большинства наших производителей мебели. Но присутствие IKEA будет стимулировать как производителей с покупателями, так и операторов по продаже мебели к формированию цивилизованного розничного рынка. Для сети ТЦ "Эпицентр" как для большого оператора по продаже жилой мебели в новых форматах "Центр Мебели" выход компании на украинский рынок – большой плюс.

Пришло время больших операторов – когда ассортиментом управляет единая команда, движимая единой идеей.

 - Какую долю рынка компания IKEA займет за первый год работы в Украине? 
 - 
Сложно ответить. Важно понимать, что IKEA, вопреки общепринятому мнению, большой продавец мебели. У них большой объем продаж, но ассортимент достаточно узкий. 

.

Руководитель департамента маркетинга и PR ТЦ "4ROOM" Олег Болотный

- Как изменится мебельный рынок Украины с выходом компании IKEA?      

- Многолетняя история развития IKEA достойна уважения. Узнаваемость бренда вместе с ажиотажем вокруг выхода компании на мебельный рынок Украины дадут на старте завышенный спрос со стороны потенциальных покупателей. Но наш опыт работы показывает, что украинский потребитель отдает предпочтение мультибрендовым торговым площадкам (как офлайн, так и онлайн), которые дают возможность абстрагироваться от стандартизации интерьеров. Этот фактор снизит первичный ажиотаж, и бренд будет вынужден сосуществовать и развиваться с действующими игроками рынка, не повлияв значительно на его распределение в целом и приняв сложившиеся за многие годы условия. Избирательная региональная представленность также не сыграет на руку развитию бренда в Украине. Наш потребитель живет по логике "доверяй, но проверяй". Даже выбирая мебель в Интернете, 80 % покупателей совершают потом покупку в шоу-руме, лично убедившись в качестве материалов и сборки выбранных предметов интерьера.

- Какую долю рынка компания IKEA займет за первый год работы в Украине? 

- Думаю, на мебельном рынке Украины IKEA займет свою нишу с долей в 13-16 %. Но этому будут предшествовать колоссальный труд и не один год адаптации!

Материал подготовлен независимым журналистом Юлией Поздняковой

Источник: 112.ua
Loading...


Новости по теме

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>