Экономика новой Антанты.

Старт Антанти в новой экономике
Старт Антанти в новой экономике
В предыдущей своей статье я показал необходимость переформатирования инфраструктурного проекта Триморья в новую Антанту. А сегодня хочу поговорить о том, почему новая Антанта желанна для стран-участниц Триморья как новый экономический союз.

Меры промышленной политики являются тайной историей восхождения развитых стран мира. Все мы знаем о феноменальном успехе Китая, который за последние 30 лет стал второй экономикой мира и использовал для этого промышленную политику. Однако и США также занимались промышленной политикой примерно с середины 19-го века до 1945 года (время от времени к мерам промышленной политики они обращаются и сегодня). Но почему-то об этом не принято говорить. Нам и странам Восточной Европы МВФ и Всемирный банк постоянно навязывают свободную торговлю как самый правильный и прогрессивный способ ведения экономических дел. Это, конечно, понятно: зачем развитым странам конкуренция? Они сегодня не знают, что делать с конкуренцией, исходящей из Китая, зачем им еще новые проблемы?

Современная модель экономики заключается в том, что одни страны разрабатывают и производят товары и услуги, а другие страны их потребляют. Разработкой и производством занимаются развитые страны (иногда они производство переносят в другие страны). Другим странам остается только потреблять товары и услуги, произведенные развитыми странами и их сателлитами: от автомобилей до услуг PricewaterhouseCoopers. Но так было не всегда, еще в середине 20-го века многие малые страны Европы самостоятельно производили много промышленных товаров. После экономической глобализации, произошедшей после Второй мировой войны (которая усилилась после 1991 года за счет роста финансовой глобализации), все изменилось. Теперь производством занимаются немногие страны. Производителей становится меньше, потому что пропаганда приватизации в развивающихся странах, навязанная МВФ, приводит к тому, что национальные приватизированные предприятия рано или поздно оказываются под контролем международных корпораций.

"Разве это плохо, - спросит читатель, - ведь эти корпорации довольно эффективны и набили руку в создании качественных товаров, потому что они имеют доступ к капиталу и проводят многочисленные технологические инновации?". Да, это так. Но страны, отказавшиеся от самостоятельной промышленной политики, теряют экономическую субъектность и иногда оказываются в ситуации, когда они лишены промышленных изделий, критически необходимых им для выживания и которые нельзя купить на мировом рынке: потому что их им не продают или потому что этим странам не хватает денежных средств для этого. Вы угадали, я говорю о оружии, я

кая необходима Украине для выживания в войне с Россией.

"Азиатский тигр" против стран Триморья

Экономист Адам Смит (тот самый) в свое время тоже рекомендовал США покупать товары в Британии, а продавать на мировом рынке сырье. Но они его не послушали и начали воплощать в жизнь идеи Александра Гамильтона, которые представляли собой микс идей о национальной промышленной политике. Именно поэтому сегодня США производят самолеты F-16, а мы не производим, потому что у нас нет промышленной политики.

Как же обстоят в этом отношении дела в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе? Тоже не лучшим образом: подавляющее большинство промышленных товаров страны Триморья получают от Запада, Японии, Китая и других «азиатских тигров». Можно сказать, что они критически зависят от этих продуктов, а также от кредитных средств, на которые они в основном и покупают эти товары.

И ситуация эта неразрешимая в случае, если основной экономической политикой стран Триморья будет свободная торговля. Потому что сложно конкурировать с корпорациями, расположенными в развитых странах, которые динамично развиваются в технологическом плане, потому что имеют лучший доступ к кредитному и акционерному финансированию и, вследствие этого, получают больше возможностей привлекать лучшие кадры. Поэтому технологические предприятия, расположенные в развивающихся странах и придерживающиеся принципов свободной торговли, практически не имеют шансов в конкурентной борьбе с развитыми странами. Например, за последние 50 лет появился только один новый производитель в автомобильной/электромобильной отрасли, и это - Tesla. И, кстати, появился он в США.

Страны Триморья, входящие в Европейский Союз, всегда будут находиться в подчиненном положении по сравнению с Францией, Германией, Италией, Швейцарией и странами Бенилюкса. Они никогда их не догонят, поскольку идут в фарватере свободной торговли, которая никогда не позволит им превзойти эти страны. Нет в стране промышленной политики - значит и нет ускоренного развития технологий, а только они дают возможности догонять и перегонять лидеров производства. А следовательно, в будущем страны Триморья могут столкнуться с такой же проблемой в обеспечении вооружениями в случае войны с Россией (а она обязательно будет), с которой сегодня сталкивается Украина.

Ведь если сложить население стран, входящих в Триморье, то это будет цифра примерно в 122 млн человек, что почти вдвое больше населения Франции и почти на 40 млн человек больше на

Читайте также

Получите доступ к каналу свежих новостей 112.ua