У некоторых водителей в возрасте от 65 лет отберут права: какие ограничения ждут автомобилистов.

Водитель пожилого возраста за рулем
Водитель пожилого возраста за рулем

В Европе меняются условия допуска различных водителей к управлению автомобилями. Это касается как пожилых водителей, так и молодых. Зависимость от возраста водителя, безопасности на дороге и экономических потребностей создают сложную систему регулирования.

Европейский союз вводит новые правила для водителей старше 65 лет

В рамках инициативы 'Vision Zero' Европейский союз вводит новые правила для водителей старше 65 лет с целью сокращения числа смертельных случаев на дорогах. В Чехии, Германии и Австрии с 2024 года стали обязательными психологические тесты для продления водительских прав. Исследования показали, что пожилые люди имеют больший риск фатальных последствий при авариях по сравнению с молодыми водителями.

В Великобритании ужесточили ограничения для водителей старше 70 лет, которые потеряли право управлять автодомами и караванами. В Италии водителям старше 75 лет нужно ежегодно проходить медицинские обследования, включая тесты на деменцию.

Не все поддерживают такой подход. Лидия Питерс, министр Фландрии, считает, что 'возраст не является показателем компетентности'.

Различия в национальных системах

В разных странах Европейского союза требования к медицинской оценке водителей различаются. В Португалии обязательные медосмотры начинаются с 50 лет, что на 15 лет раньше, чем в среднем по ЕС. В Испании существует многоступенчатая система проверок: с 65 лет необходим медицинский осмотр каждые 5 лет, с 70 лет - каждые 3 года, а с 75 лет - каждые 2 года. В Литве требуют проверки здоровья водителей с 55 лет с акцентом на зрение и слух. Франция не имеет верхних возрастных ограничений, но права продлеваются только на основании медицинского заключения.

В Восточной Европе подход более жесткий. В Латвии медицинские обследования начинаются с 60 лет, а в Греции - после 65 лет.

Возрастные ограничения для молодых водителей вызывают дискуссии

Большинство стран разрешают получение прав на легковые автомобили с 18 лет. Но есть исключения, например, Франция, Испания и Нидерланды позволяют вождение с сопровождением с 16 лет. В Ирландии и Швеции самостоятельное управление автомобилем разрешается с 17 лет.

В 2025 году планируется введение сопровождаемого вождения с 17 лет с ограничением скорости до 90 км/ч. Однако это вызвало беспокойство из-за статистики аварий с молодыми водителями.

Организации, такие как GRACQ, отмечают, что 22% аварий со смертельным исходом во Франции произошло с участием водителей в возрасте от 18 до 24 лет.

Для грузовиков и автобусов соответствующие возрастные ограничения являются более высокими: 21 год в Германии и 24 года в Бельгии. Снижение возраста для водителей грузовиков до 17 лет подверглось критике из-за статистики аварий с молодыми водителями.

Баланс между безопасностью и правами

Статистика показывает, что водители старше 75 лет составляют лишь 8% всех участников дорожного движения, но с них выпадает 15% смертельных случаев. Это свидетельствует о необходимости особого внимания к этой возрастной группе.

В 2023 году Бельгия, Германия и Австрия выступили против намерения ввести единое европейское правило о пятилетнем сроке действия прав для пожилых водителей, считая этот подход дискриминационным.

Тенденции в Европе показывают увеличение частоты медицинских обследований для лиц старше 65 лет, постепенную либерализацию правил для молодых водителей и планы введения цифровых водительских удостоверений и гармонизации возрастных норм для грузовых перевозок к 2030 году.

Система возрастных ограничений в Европе отражает сложный баланс между безопасностью дорожного движения, правами граждан и потребностями экономики. Национальные особенности остаются важными, что требует дальнейшего анализа их влияния на трансграничную мобильность и безопасность на дорогах.


Читайте также

Реклама